Личность как способность к творческим проявлениям и творческим деяниям

Психология развития личности » Личность как способность к творческим проявлениям и творческим деяниям

Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора. Давайте проследим развитие креативности. Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей, а в 6 лет наблюдается спад. Вообще Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, затем на продуктивном уровне.

Творческие способности - это создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.

Типы творчества: продуктивный, в процессе которого успешно решается любая поставленная проблема; собирает основную массу способных творить – 90%. Эвристический, означающий способность решительно действовать в новой ситуации, т. е организовывать продуктивный процесс мышления. Люди, принадлежащие к этому типу, способны не только к решению поставленных задач, но и к открытию новых закономерностей.

Психологи выделяют несколько особенностей людей, проявляющих творческие способности. Прежде всего – это высокий уровень независимости суждений. Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремится обледенить данные из различных отраслей знаний. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных замыслов. Отсюда присущая творческим людям лёгкость генерирования идей. У творческих людей можно также выделить целостность восприятия, т. е способность воспринимать действительность целиком, не дробя её. Также можно отметить и свёртывание знаний, стремление к использованию всё более ёмких в информационном отношении символов. Элементарные способности к творчеству есть у всех. Они только выражены по-разному – сильнее или слабее, по-разному сочетаются между собой и с другими свойствами личности, что и создаёт неповторимый творческий почерк. Важную роль в творческой деятельности людей играют состояния своеобразного напряжения и подъёма духовных сил, творческого волнения человека. Творческие способности обеспечивают человеку возможность создавать принципиально новое. Эту возможность дают такие их компоненты как:

· дивергентное мышление;

· оперативность ума;

· богатое воображение;

· гибкость мышления и действий;

· способность рисковать;

· высокие эстетические ценности;

· реалистическая «Я - концепция»;

· развитая интуиция.

В познавательной сфере творческие способности проявляются через следующие характерные признаки:

-богатый словарный запас;

-перенос усвоенной информации в другие области;

-организация информации;

-чувственность к противоречиям;

-использование альтернатив при принятии решения;

-критичность мышления;

-высокая любознательность.

В эмоциональной сфере творческие способности проявляются через:

· эмпатию;

· толерантность к другим мнениям и действиям;

· склонность к самоанализу;

· чувство юмора;

· соревновательность;

· уверенность в своих силах;

· наличие внутренней мотивации.

Исследования и практика показывают, что даже при наличии креативных склонностей, творческие способности надо развивать, стимулировать и поощрять творческую активность человека. Общими способами стимулирования творческой активности являются:

1. обеспечение благоприятной атмосферы деятельности;

2. обогащение окружающей среды разнообразными стимулами;

3. поощрение высказывания оригинальных идей;

4. обеспечение возможностей для упражнений в новой деятельности.


Зависимость социальной напряженности от социальной безопасности
В современном российском социуме, переживающем период кризисного развития, повышается социальная напряженность в различных сферах общественной жизни. Социальная напряженность в структуре человеческих ресурсов негативно сказывается на экономическом потенциале регионов, способствует отчуждению человека от труда, подрывает экономические ин ...

Выводы
Воображение характеризуется как творческий акт в связи с мышлением. Образы воображения формируются путем их переосмысления, наполнения новым смысловым содержанием. Эти действия требуют оценки, отбора, обобщения. Мышление, таким образом, является своеобразной программой, определяющей течение процессов воображения. Творчество является нео ...

Фрейдизм. Содержание психоаналитической теории личности З.Фрейда
Предмет психоаналитической теории личности – бессознательные аспекты функционирования и развития личности. Основные задачи: 1)Изучение роли бессознательного в развитии личности; 2) Изучение роли бессознательного в динамике личности; 3)Клиническая психотерапевтическая помощь при неврозах. Психоанализ З. Фрейда принято называть ортод ...