Метод непосредственного наблюдения.
Страница 1

Информация о психологии » Основные методы психологии труда » Метод непосредственного наблюдения.

В психологии труда метод непосредственного наблюдения применяется очень широко. При проведении исследований в условиях реального производства его удельный вес намного выше, чем метода эксперимента. Наблюдение как научный метод предполагает, прежде всего, составление программы наблюдения. После предварительного ознакомления с объектом исследования намечаются общая программа наблюдения, и четкий план наблюдения конкретных явлений на определенных отрезках времени. Нельзя вести научное наблюдение за всеми интересующими психолога элементами профессиональной деятельности одновременно. Важное место при научном наблюдении занимает фиксация результатов наблюдения, т. е. ведение специального развернутого протокола, форма которого заготовляется заранее. По ряду соображений не всегда возможно заполнять протокол в ходе наблюдения, но форму его психолог должен держать в уме и после окончания наблюдения записать результат в протокол. Метод научного наблюдения достаточно сложен, и ведению его надо специально обучаться.

Схема 1. Общая схема основных методов психологии труда.

Метод непосредственного наблюдения широко применяется во всех трех планах использования методов: для психологического анализа профессий, для конкретных исследований в области психологии труда и для исследования личности работающего.

Этот метод позволяет описать обстановку, в которой протекает труд, изучить трудовые действия и операций, а также поведение работающих лиц в целом. Наблюдение за трудом рабочих разной квалификаций помогает раскрытию некоторых закономерностей формирования навыков, выделению трудностей в становлении мастерства. Длительное наблюдение в течение рабочего дня может показать характер изменений рабочих приемов и поведения в целом под влиянием утомления. Наблюдение за поведением отдельного индивидуума в разных видах его деятельности (на работе, в перерывах, в общественной жизни, в часы досуга) позволяет вскрывать ряд особенностей личности.

Непосредственно наблюдать можно лишь внешние проявления человека в процессе деятельности. Это составляет основную сложность научного наблюдения. Психолог должен уметь дать правильное психологическое толкование этим внешне наблюдаемым фактам, г. е. вскрыть объективную сущность наблюдаемых явлений.

Слабая сторона метода непосредственного наблюдения состоит в том, что ряд существенных, психологических компонентов профессиональной деятельности не имеет внешних проявлений и, следовательно, не может быть выявлен этим методом. Так, например, нельзя выявить путем наблюдения ход мыслительной деятельности при решении производственных задач, скрытые эмоциональные состояния и многое другое. В связи с этим даже в тех исследованиях, где метод наблюдения является ведущим, применяют ряд форм метода опроса, другие дополнительные методы и специальные вспомогательные средства.

Прежде всего, следует указать на разнообразные средства объективной регистрации ряда параметров профессиональной деятельности (на схеме 1а). Это — измерение зоны рабочего места (сенсорные и моторные поля), замеры во времени последовательности активной деятельности, перерывов на отдых, вынужденных пауз (фотография рабочего дня), измерение времени выполнения трудовых операций, действий и их отдельных элементов (хронометраж), регистрация физических усилий на органы управления, антропометрические замеры рабочей позы и др. Современная техника регистрации позволяет значительно повысить точность измерений с помощью специальных датчиков, устанавливаемых на различные части оборудования и на тело работающего человека, не мешая его работе. Результаты подобных измерений фиксируются на специальных записывающих устройствах, которые размещаются вне рабочей зоны и даже могут быть вынесены в специальное помещение. Может быть использован и телеметрический способ регистрации. При наблюдении можно применять фото- и киносъемку рабочей позы, мимики, рабочих движений, маршрутов перемещения рабочего во время работы и т. п. Используют при этом не только обычную киносъемку, но и так называемое «рапидкино», широко применяемое в современном спорте. В настоящее время возможности применения все новых и новых вспомогательных средств при научном наблюдении непрерывно возрастают.

Если фотография рабочего дня и хронометраж ведутся с помощью секундомера, то необходимо заранее заготовить форму протокола, в котором фиксируются результаты измерений за определенный промежуток времени. Для фотографии рабочего дня форма протокола должна содержать 6 основных граф.

Текущее время

Основная работа

Вспомогательная работа

Перерывы

Вынужденные паузы

Примечание

1

2

3

4

5

6

Страницы: 1 2 3


Пример: захват террористами самолета
Оказавшись на борту захваченного самолета психолог может оказать неоценимую помощь как после освобождения заложников, так и оказавшись вместе с ними. В том случае, если психолог оказался на борту захваченного самолета, он может скоординировать действия захваченных вместе с ним людей, занять позицию организатора действий, помочь пережить ...

Социально-психологические особенности современного потребителя. Понятие "потребительское поведение" и потребностно-мотивационная сфера потребителей
Потребительское поведение – это поведение конечного потребителя (физическое лицо или домохозяйство) покупающего товар или услугу для личного потребления. Это социальная активность, непосредственно увлеченная в обретение, использование и избавление продуктов, услуг и идей, включающих процессы решений, которые предшествовали этой активнос ...

Речь и ее нарушения
Речь - высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция - обеспечение общения. В интеллектуальном аспекте - это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категорий мышления. Существуют два относительно самостоятельных вида речи. Экспрессивная (гро ...