Заключение.

Резюме:

Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии труда. Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В.

Раздел А

, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные варианты метода наблюдения: Метод наблюдения; Метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности; Трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде труда.

В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагаются вспомогательные методы и средства: Измерения различных параметров процесса труда; Алгоритмический способ описания трудовой деятельности; Анализ продуктов трудовой деятельности; Анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий; Экспериментально - психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности.

Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса: Метод опроса; Беседа; Устный опрос (интервью); Письменный опрос (Анкета); Биографические и автобиографические данные (психологический анализ); Метод обобщения независимых характеристик.

Третий блок методик раздела А – это анализ различной производственной документации помогает в работе методикам из I и II блока.

Далее в классификации методов идёт раздел Б

, содержащий виды экспериментальных методик: Лабораторный эксперимент; Абстрактный; Модель отдельных элементов трудового процесса; Модели профессиональной деятельности в целом; Реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории; Метод тестов

Производственный эксперимент: Внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приёмы, темп и ритм работы; Метод искусственной деавтоматизации.

К разделу В

Котелова Ю. В. относит разнообразные статистические методы работы с данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.

Кроме такой классификации методов психологии труда, существуют другие, нерассмотренные в этой работе. Например, Е. А. Климов в своей классификации методов психологии труда к уже перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю. В. Котеловой добавляет: Методы построения теории; Методы построения простых и сложных теоретических объектов; Методы интерпретации; Номологизации; Определения; Верификации; Доказательства; Объяснения.

Преобразующие или конструктивные методы психологии труда: методы обучения, развития субъекта труда, развития профессионально-важных свойств (тренажеры, деловые игры); консультирование – метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с определенной группой или несколькими группами профессий; методы коррекции поведения, состояния субъекта труда; методы реконструкции - преобразования рабочего пространства, органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, способов планирования труда, нормирования и контроля (в рамках организационного проектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда).

[1] Рубинштейн С. Я. Опыт исследования по психологии труда. - Вопросы психологии, 1956, № 4

[2] Ляпунов А. А., Шестопал Г. А. Об алгоритмическом описании процессов управления. Математическое просвещение, 1957, № 2

[3] Пушкин В. Н. Оперативное мышление в больших системах. М. Л., 1965

[4] Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М., 1966

[5] Пушкин В. Н. Оперативное мышление в больших системах. М. Л., 1965

[6] Зинченко В. П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности. –Ежегодник «Системные исследования» за 1975 год. М., 1976

[7] Платонов К. К. Вопросы психологии труда. Изд. 2-е. М., 1970

[8] Трудовой метод изучения профессий. Под ред. И. Н. Шпильрейна. М., 1925

[9] Трудовой метод изучения профессий. Под ред. И. Н. Шпильрейна. М., 1925

[10] Трудовой метод изучения профессий. Под ред. И. Н. Шпильрейна. М., 1925

[11] Руководство по психотехническому профессиональному подбору. Под ред. И. Н. Шпильрейна. М. – Л., 1929

[12] Руководство по психотехническому профессиональному подбору. Под ред. И. Н. Шпильрейна. М. – Л., 1929

[13] Трудовой метод изучения профессий. Под ред. И. Н. Шпильрейна. М., 1925


Содержание материнской сферы
На основе приведенных данных были выделены три блока в содержании материнской сферы[53]: 1. Потребностно-эмоциональный блок. Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом - носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о нем и потребность в материнстве. Развитие потребностно-эмоционального блока происход ...

Анализ полученных результатов
Выявим различия на этапе сбора информации. Важной особенностью сбора данных в Интернет-источниках, таких как форумы, является то, что исследователь имеет дело с уже накопленным массивом данных, только часть которых представляет для него интерес. Чтобы найти нужную информацию по определенной теме следует: 1. Выделить форумы, на которых ...

Фазы общения
Из всех фаз общения наиболее ответственная фаза подготовки, если она оказывается возможной. Общение нужно планировать, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения. Первая фаза общения – вхождение в контакт. Здесь важна самонастройка, важно почувствовать состояние, настройку партнера, освоиться са ...