Психологические вопросы дошкольной игрыСтраница 1
Игра по праву заняла в практике дошкольных учреждений важное место. Нет нужды доказывать, что она имеет большое значение для всего хода развития детей в дошкольном возрасте. Можно указать два ряда фактов, подтверждающих это положение.
Под руководством профессора А.Н.Леонтьева был проведен ряд экспериментальных исследований, осветивших, в частности, вопрос о значении игры для развития психических процессов. www.nextbanking.ru
З.М.Истомина
подвергла специальному исследованию процессы возникновения произвольной памяти в дошкольном возрасте. Ее исследования показало, что в ходе игры создаются благоприятные условия для того, чтобы задача нечто припомнить и запомнить впервые возникла перед ребенком младшего дошкольного возраста как самостоятельная задача и, следовательно, возникли бы предпосылки для развития процессов произвольного запоминания. З.В.Мануйленко в специальном экспериментальном исследовании убедительно показала, что сознательный контроль движений в игре у малышей значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.
Наконец, исследованиями А.В.Запоорожца и Я.З.Немерович, посвященными развитию движений, было показано, что игра имеет ближайшее отношение к формированию истории ребенка дошкольного возраста.
Второй ряд фактов относится к сравнительному исследованию игры у детей, стоящих на различных уровнях интеллектуального развития.
Оба ряда фактов с убедительностью показывают, что игра имеет значение не только для тех психических процессов, которые в нее непосредственно включены, как например, воображение, мышление, но и для таких, которые в ней непосредственно могут не принимать участия или во всяком случае связаны с ней косвенно, например память.
В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции, но происходит изменение психики ребенка в целом.
Раскрытие психологической природы дошкольной детской игры заключается в том, чтобы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психологическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является развитие отдельных психических процессов – мышления, воображения, восприятия, памяти, воли. Изменения этих отдельных процессов в игре ясно видны и даже могут быть измерены, но за ними скрываются и их определяют более существенные, хотя не так ясно видимые, более глубокие изменения личности и сознания ребенка.
Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что игра является наиболее свободной деятельностью ребенка-дошкольника. Этот непринужденный характер игры выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного употребления предметов значительной независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются теми значениями, которые сам ребенок придает им в игре.
Основной парадокс игры заключается в том, что, будучи деятельностью, максимально свободной, находящейся во власти эмоций, она является источником развития произвольности и сознания ребенком своих действий и своего я.
Решая вопрос о так называемой ''свободе'' игры и попытке выяснить: не содержит ли игра известных внутренних ограничений, подчиняясь которым ребенок и научается подчинению внешним ограничениям-правилам поведения, все игры были разбиты на четыре группы. К первой группе исследователи отнесли подражательно-процессуальные игры, в которых действия детей сводятся к простому подражанию известным действиям по образу; ко второй группе - драматические игры по определенному сюжету; к третий – игры с несложными правилами по сюжету; наконец, к четвертой – игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры.
Тип игры |
возраст | ||
3-4 года |
5-6 лет |
7 лет | |
Подраж. - процесс. |
20% |
2% |
- |
Драматические |
53% |
11% |
3% |
По сюжету |
20% |
39% |
29% |
Без сюжета |
7% |
48% |
68% |
Мать и ребенок-инвалид: психологическое изучение
Рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. К сожалению, далеко не все мамы и папы аномальных детей ...
Обучение запоминанию с
использованием мнемических средств
Главная задача искусства запоминания, которое называется мнемоникой или мнемотехникой, заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить.
Ход развития и совершенствования мнемических средств можно представить ...
Вычисление коэффициента дискриминации
Исходя из того, что в нашем опроснике каждое задание будет оцениваться по двухбалльной шкале («верно», «не верно»), мы вычисляем коэффициент дискриминации по формуле:
r= , где
r-коэффициент дискриминации,
- среднее арифметическое оценок по тесту у испытуемых, правильно выполнивших задание в соответствии с ключом,
N+-число испытуемых ...