Личность, как активная жизненная позиция
Страница 3

Психология личности » Личность, как активная жизненная позиция

Если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего (интернального) контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, судьбе или воле божьей, то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля. В формуле это будет выглядеть так: при внешнем локусе контроля результаты поведения находятся под контролем окружающих сил, а при внутреннем - под контролем поведения. Причем, считается, что интернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе ее социализации. Для лучшего восприятия вышесказанного необходимо ввести понятие "ответственности". В словаре современного русского литературного языка ответственность определяется как "возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия". С точки зрения психологии ответственность, подобно скромности, чуткости, смелости и т.п., есть свойство характера личности. Давайте попытаемся определить основные признаки ответственности. В первую очередь можно выделить точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Все это подразумевает честность, справедливость, принципиальность личности. В то же время названные качества не могут реализовываться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость к чужой боли и радости. Исполнение любой обязанности требует волевых качеств и усилий: настойчивости, усердия, стойкости, смелости, выдержки.

Итак, ответственность, прежде всего, есть качество, характеризующее социальную типичность личности и, как мы выяснили ранее, таких типов два: интерналы и экстерналы. После ряда исследований было установлено, что неспособность управлять своими делами, сбрасывание ответственности на внешние факторы, т.е. экстернальность локуса контроля вызывает, как правило, невротические синдромы, чувство подавленности и обеспокоенности, снижая общую удовлетворенность жизни. Интернальность же локус контроля, наоборот, способствует более нормальному функционированию личности, внушая ей самоуважение. Что интересно, что при опрашивании как интерналы, так и экстерналы описывали идеального человека очень интернальным, а неидеального - экстернальным. В целом экстернальным людям свойственна подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформность, догматизм, авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к обману.

Подытоживая разделение типа личности на интернальную и экстернальную, можно сказать, что интерналы предпочитают руководителей со стилем управления, позволяющим работнику участвовать в принятии решений, чаще сами становятся лидерами, группы руководимые интерналами более продуктивны и сами интернальные лидеры более продуктивны, чем экстерналы, которые предпочитают директивный стиль руководства, чаще используют принуждение и угрозу и имеют более низкий профессиональный уровень и удовлетворенность работой.

Страницы: 1 2 3 


Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка
Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой ...

«Разговор с телом»
Цель: учить ребёнка владеть своим телом. Ребёнок ложиться на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребёнка. Затем вместе с ребёнком рассматривает силуэт и задаёт вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Ка ...

«Что нового»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Содержание: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребёнок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говоря ...