Развитие творческой деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества
Страница 2

Информация о психологии » Психологические основы творчества » Развитие творческой деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества

чувство новизны

способность преобразовать структуру объекта

направленность на творчество

критичность

И в качестве показателей предложила:

умение и стремление к познанию

наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях

развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей

обладание способности к рефлексии, оценке и самооценке. [Щуркова 1998: 40]

У одаренных детей - высокая познавательная активность, но не всем учителям под силу отвечать на их настойчивые вопросы и удовлетворять их интеллектуальный голод. Поэтому особое внимание необходимо уделять личности учителя и его побудительно-интенсифицирующей деятельности. Ученые выделяют качества учителя, способного к работе с одаренными детьми: позитивная Я-концепция, целеустремленность, настойчивость, зрелость, эмоциональная стабильность, чуткость, способность к индивидуализации обучения и другие (К. Такас, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева).

Учителя школы, отвечающие данным требованиям, должны работать с одаренными учащимися в группах и индивидуально в рамках факультативов, подготовки к школьной и городской научно-практическим конференциям, выпуска сборников научно-творческих работ учащихся и т.д.

Перечисленные выше условия способствуют развитию одаренности учащихся в общеобразовательной школе.

Необходимо отметить еще одну работу (Мотков О. И), посвященную развитию творчества детей в школе. Он занимался сравнением креативности детей в России и США.

В организации работы детей в кружке, в школе или дома психологически существенным является отношение педагога (родителя) к инициативе ребенка.

К сожалению, современные сравнительные данные по показателям креативности (творческости) детей в России и США обнаруживают неблагоприятную динамику сдвигов этих характеристик с возрастом у наших школьников (таблица 1).

В то же время у американских детей наблюдается рост творческих проявлений по всем показателям: беглости, гибкости и оригинальности.

Таблица 1. Данные детей по показателям креативности в России и США

Страна

Возраст

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Россия

6 - 8 лет

51,4

26,4

25,0

США

7 лет

34,1

16,4

12,9

Россия

11 - 12 лет

47,7

21,8

21,8

США

12 лет

71,0

32,3

41,9

Россия

15 - 17 лет

36,3

20,7

25,8

США

16 лет

82,0

37,6

56,1

Данная проблема заключается в том, что наше школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. В школе нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях. В американской же школе, как частной, так и государственной, последние пять лет широко распространяются такие программы. Педагог нашей обычной школы, зажатый тисками базисного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования, хотя и здесь есть свои формальные препоны (чисто бюрократическое требование определенной численности детей в кружке, и др.).

Страницы: 1 2 3


Сказка как средство развития словесно-логического мышления
Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. Сказки, являясь художественно-литературными произ ...

Виды и применения грпповой психокоррекци
Широкое распространение в современном мире получило групповое психокоррекционное движение. Его основное отличие от индивидуальной психокоррекции состоит в том, что в группе психокоррекционный эффект достигается за счет взаимодействия, взаимовлияния людей и активного использования социально-психологических возможностей группы для достиже ...

Конфликт, классификация конфликтов
Процесс взаимодействия не всегда происходит в желаемом направлении. Между людьми, которые контактируют, могут возникнуть частичные противоречия, а может проявляться и антагонизм позиций, порождённый наличием в них ценностей, целей и мотивов, что взаемозаперечуються. Тогда отношения осложняются до такой степени, что говорят о возникновен ...