ЗаключениеСтраница 1
Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Она будет оптимально организованной лишь тогда, когда осуществляется в меру, без сверхусилий, и резкого или длительного нарушения режима работы и отдыха, т.е. без маниакальной одержимости. Когда ей не присущи хронические и сверхнапряженные усилия, и вся остальная жизнь не зачеркивается "одной, но пламенной страстью".
Природа возложила на человека адаптивную необходимость выполнения в процессе жизнедеятельности разнообразных дел: ситуативных, бытовых - и "вечных", общения с людьми - и уединения, общения с дикой природой - и в цивилизованной среде, осуществления как умственных, так и значительных физических нагрузок, руководства - и подчинения, и т.д. То есть желательно, чтобы в нашей жизни всегда присутствовало и одно, и другое.
В погоне за максимальным успехом педагог может поощрять сверхусилия и хронические перенапряжения, вредя тем самым здоровью детей. В таком случае неосознанно поощряются и завышенная самооценка и притязания, активируется стремление быть лучше всех, занять лучшее положение в группе и в обществе в целом. Такого рода стремления усиливают конфликтность личности в общении с людьми и, в конечном счете, с самим собой, что накладывает свою печать и на творческие образы и общее самочувствие человека.
Можно заключить, что самовоспитание конструктивных ориентаций - это одно из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога, повышающее эффективность его усилий по развитию естественных творческих наклонностей детей. Внимательный, честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними с точки зрения рекомендуемых конструктивных личностных установок поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации работы, своих воспитательных действий.
Проблема развития творческой личности в рамках современного общества заключается в том, что наше школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. В школе нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях. Педагог нашей обычной школы, зажатый тисками базисного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования, хотя и здесь есть свои формальные препоны (чисто бюрократическое требование определенной численности детей в кружке, и др.).
Помимо программы, которая не всегда отвечает требованиям развития творческой личности, существует и другая проблема - преемственность обучения и воспитания. На сегодняшний день современная система преемственности имеется только в теоретическом аспекте. творческую личность необходимо развивать с раннего возраста, то есть работа детских дошкольных учреждений также должна быть направлена на это. Если дети с дошкольного возраста не имеют навыков творческого мышления, если у них неразвито творческое воображение, то педагоги на последующих стадиях не смогут развить их в той мере, которая требуется. А, учитывая, что большинство детских дошкольных учреждений, как и начальная школа, ориентированны на то, чтобы дать ребенку (а точнее, вложить в него) готовые знания, то есть развивать только интеллектуальную сторону, не затрагивая творческой, то это и ведет к "застою" и "запущенности" творчества.
Таким образом, решать данную проблему необходимо с дошкольного возраста, а не пытаться сделать что-то с уже "сформировавшимися" детьми. Конечно, это не значит, что педагоги школ не должны развивать творческую сторону ребенка, просто работа с детьми, у которых в раннем возрасте не сформировалось творческое мышление, требует от педагога больших усилий.
Экспериментально-психологические исследования в Великобритании в конце 19
века. Ф. Гальтон
С древнейших времен социальная практика заставляла человека выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого вопроса к его разработке при помощи экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной обла ...
Вычисление индекса дискриминации
Индекс дискриминации – это разность между числом испытуемых, выполнивших данное задание "правильно" в «высокой» контрастной группе и числом испытуемых, выполнивших данное задание "правильно" в «низкой» контрастной группе и деленные на объемы контрастных групп.
Для вычисления индекса дискриминации используем следующу ...
Семья как фактор формирования личности
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья - главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизн ...