Социализации в подростковом возрасте как условие для самореализации личности подростка
Чтобы стать по-настоящему взрослыми, а не просто физически и физиологически зрелыми, подростки должны свыкнуться с половой зрелостью, приобрести самостоятельность, наладить дружеские отношения со сверстниками. Чтобы соответствовать этим требованиям, юношам и девушкам необходимо постепенно выработать свою жизненную позицию, осознать себя личностью. Прежде чем они благополучно расстанутся с ограждавшей их в детстве опекой старших, молодые люди должны понять, кто они, к чему стремятся и как можно эти стремления осуществить. www.righttransport.ru
Достижение самостоятельности является одной из главных задач отрочества и юности. Неумение подростка разрешить конфликт между продолжающейся зависимостью от старших и новыми потребностями и преимуществами, связанными с самостоятельностью, приводит к возникновению многих проблем. Приобрести подлинную самостоятельность молодому человеку совсем не просто. Взрослые, с одной стороны, побуждают его к самостоятельности, с другой стороны, в значительной степени поощряют его зависимость, что может привести к конфликтам и неустойчивому поведению подростка. Насколько сложно будет подростку добиться самостоятельности, в определенной мере зависит от общепринятых взглядов окружающих на независимость подростков, от поведения и методов воспитания родителей, взаимоотношений подростка со сверстниками и их поддержки его независимого поведения.
В менее развитом обществе и даже в обособленных группах экономически развитых обществ подростку, возможно, легче достичь самостоятельности, чем в высокоразвитом, социально неоднородном, постоянно меняющемся обществе. Следуя примеру старших, дети постепенно приучаются ко все большей ответственности и обязанностям, которые им предстоит выполнять, став взрослыми. И ни у родителей, ни у детей решение столь серьезной задачи не вызывает особых волнений. Родители считают, что детям под силу справиться с их новыми обязанностями, а большего от них и не требуется. При этом агрессивное соперничество среди детей родители считают недопустимым, так как благожелательным отношениям в семье придается большое значение.
Таким образом, поведение родителей и их отношение к детям в значительной мере определяют, насколько легко подросток овладеет различными навыками, приобретет самостоятельность, уверенность в своих силах. В психологическом и социальном развитии молодых людей, особенно в развитом обществе, где вступление во взрослый мир труда и семейных обязанностей становится все более и более поздним, взаимоотношения со сверстниками играют далеко не последнюю роль. Однако значимость этого фактора нельзя переоценивать. Данные исследования не подтверждают убеждений некоторых родителей, склонных приписывать влиянию сверстников все: начиная от перемен в социальных и сексуальных нормах поведения своих детей и кончая наркоманией и преступностью.
Многие функции взаимоотношений со сверстниками в юности совпадают с таковыми у младших детей. Они помогают научиться контролировать социальные формы поведения, развивать соответствующие возрасту интересы и навыки, учат сопереживать, вместе решать общие проблемы. Но в период отрочества и юности взаимоотношения со сверстниками уже носят «взрослый» характер. В этом возрасте поведение молодых людей больше чем прежде зависит от влияния сверстников, поскольку они уже достигли некоторой независимости и их связь с родителями ослабла. Кроме того, в юношеский период отношения с родителями и другими членами семьи нередко сопровождаются самыми противоречивыми чувствами: страстное стремление к независимости переплетается с желанием продлить зависимость, любовь переплетается с ненавистью, возникают конфликты, связанные с различной оценкой социальных форм поведения и духовных ценностей. Поэтому во многих сферах жизни молодые люди не находят взаимопонимания с родителями; в свою очередь родители тоже не всегда понимают своих детей, даже если прилагают к этому усилия и искренне заинтересованы в их благополучии. В этом уязвимом возрасте взаимоотношения подростков могут носить и болезненный характер. Например, у подростка, которого бьют, над которым смеются, которого отвергла понравившаяся девушка или которого не приняли в компанию, появляется тревожная настороженность по отношению к сверстникам, стремление их избегать. Вне всяких сомнений, желательно, чтобы отношения подростка со сверстниками складывались как можно благоприятнее, так как в этом возрасте у человека особенно сильна потребность поделиться с другими своими сомнениями, мечтами, сильными и часто противоречивыми чувствами.
Влияние особенностей личности руководителя на психологический климат
коллектива
Состояние СПК является показателем управляемости процессами в коллективах. Это во многом зависит от активности руководителя, его творческого участия в делах коллектива. Е.С.Кузьмин и А.Л.Свенцицкий предложили следующие характеристики руководителя, непосредственно детерминирующие его отношение к подчиненным и психологическую атмосферу в ...
Три этапа методики систематической
десенситизации.
В самой процедуре систематической десенситизации можно выделить три этапа: овладение методикой мышечной релаксации; составление иерархии ситуаций, вызывающих страх; собственно десенситизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией).
Остановимся на каждом этапе подробнее. Тренировка в мышечной релаксац ...
Самооценка детей старшего дошкольного возраста
Появление и развитие самосознания происходит в различных видах деятельности. При этом, взрослый, организуя на ранних этапах эту деятельность, помогает ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания. Источником развития самосознания, считается ведущая деятельность. В старшем дошкольном возрасте решающее значение в формиро ...