Общая характеристика работы
Страница 2

1. Разработать средства теоретического анализа и описания феноменологии восприятия эмоциональных явлений.

2. Описать феноменологию восприятия субъектом эмоций в себе и в другом.

3. Исследовать феноменологию восприятия эмоций в себе и в другом в зависимости от профессиональной направленности сознания.

4. Изучить изменения в восприятии субъектом эмоциональных явлений в процессе профессионализации.

5. Изучить особенности восприятия субъектом эмоций в себе в зависимости от некоторых личностных свойств.

В ходе настоящего исследования был сформулирован ряд гипотез.

1. Существует и может быть описана феноменология процесса восприятия эмоциональных явлений. 2. Феноменология восприятия эмоциональных явлений зависит от профессиональной направленности сознания. 3. В процессе профессионализации происходят изменения в восприятии субъектом эмоциональных явлений. 4. В соответствии с личностным принципом существует связь между характером восприятия эмоциональных явлений в себе и некоторыми свойствами личности.

Методологической основой исследования

являются субъектный подход к исследованию процесса восприятия (Б. Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В. А. Барабанщиков, Е.В. Левченко, У. Найссер, Д. Брунер ). В основу работы были положены идеи о связи осознанности психических явлений с речью (Л. С. Выготский , С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, Ж. Пиаже). К качестве теоретической основы исследования также выступили положения отечественных (В. К. Вилюнас, Л. М Веккер, П. М. Якобсон, Н.Н. Ланге ) и зарубежных (Я. Рейковский, Изард К., Р. С. Лазарус, М. Арнольд, С. Шехтер, У.Джемс - К, Ланге, У. Кеннон - П. Бард) концепций эмоций. В основу исследования проблемы осознания эмоций легли принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн), личностный принцип (Б. Ф. Ломов).

Методами исследования

выступили: метод свободного самоотчета об актуально переживаемых эмоциях, метод ранних воспоминаний личности Е.В. Сидоренко (в нашей модификации), методика исследования самоотношения личности В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, Фрайбургский многофакторный личностный опросник (FPI), методика “Торонтская алекситимическая шкала”, метод опроса. Для оценки объективности результатов анализа текстов интроспективных и ретроспективных самоотчетов применялся метод экспертной оценки. При обработке данных использовались метод контент-анализа, критерий j - угловое преобразование Фишера, корреляционный анализ. Расчеты осуществлялись в программе STATISTICA 5.0.

Исследование проведено на

студентах 1 и 5 курсов психологического факультета Пермского государственного педагогического университета, 1 и 4 курсов филологического и механико-математического факультетов Пермского государственного университета. В исследовании приняло участие 209 человек.

Научная новизна исследования

состоит в том, что впервые: 1) получено описание феноменологии процесса восприятия человеком эмоциональных явлений (как в себе, так и в другом); 2) выявлены различия в восприятии эмоциональных явлений студентами-психологами и не психологами; 3) изучены изменения в восприятии субъектом эмоциональных явлений в процессе профессионализации; 4) результаты диссертации дополняют имеющиеся в психологической науке представления об особенностях восприятия эмоций в себе в зависимости от некоторых свойств личности.

Теоретическое значение работы

состоит в том, что:

· Предложены теоретические средства анализа феноменологии восприятия эмоциональных явлений.

· На основе изучения существующих подходов к проблеме восприятия эмоциональных явлений и анализа эмпирических данных определено, что отображение субъектом эмоций в себе и в другом осуществляется на 2-х уровнях восприятия ( непосредственного и категориального) и в соответствии с 2-мя стратегиями (внешнего и внутреннего наблюдателя).

· Посредством эмпирического исследования показано, что феноменологическое поле восприятия реальным субъектом эмоций отличается целостностью проявлений по сравнению с тем, как его описывают в различных теориях эмоций (определяя лишь доминирующие феноменологические проявления эмоциональных явлений).

Практическая значимость полученных результатов

Страницы: 1 2 3


Практика музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждении
Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо, использовать в работе с детьми. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо от того, что ребенок и психолог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ...

Влияние педагогического общения на формирование детского коллектива в младшем школьном возрасте. Младший школьник: индивидуальность и ее развитие. Учебная деятельность.
Одно из основных открытий ребенка семи лет - это приход в школу. С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развитьс ...

Семья и ее социальные функции
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм сем ...