Невроз страха и тревожного ожиданияСтраница 1
Невроз страха и тревожного ожидания является одним из наиболее распространенных проявлений невроза у детей. Страх (фобию) можно определить как негативное эмоциональное состояние, которое появляется перед определенными событиями и как бы предвещает наступающую психогению. Следовательно, человек ощущает страх не просто в опасной ситуации, а тогда, когда он не вериг в успех своей попытки избежать опасности. Таким образом, страх – чувство, связанное со стремлением избежать опасность, обусловленное инстинктом самосохранения в его оборонительной форме. Камерный термоусадочный аппарат.
Определяющим симптомом невроза страха является наличие свободного страха – общая неопределенная боязливость. Кроме этого к невротическому страху также относятся следующие формы:
– Многообразные фобии, когда страх накрепко связывается с определенными содержаниями представлений.
– Спонтанные приступы страха, проявляющиеся при истерии и других формах тяжелых неврозов, а также в любых условиях возбуждения, в виде аффекта или приступа свободного страха.
Высокая степень общей неопределенной боязливости, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «страха ожидания» или «боязливого ожидания» всегда имеет отношение к заболеванию неврозом страха или тревожного ожидания. При неврозе страха внутренний конфликт заключается в неспособности защитить себя, сохранить свое «Я» от внутренних и внешних угроз. Это конфликт самоопределения: уверенности в себе, прочности своего развивающегося «Я» при встречах с воображаемой или реальной опасностью.
Факторы, участвующие в возникновении страхов, можно сгруппировать следующим образом:
– наличие страхов у родителей, главным образом у матери. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Хотя речь не идет о генетической передаче страхов, определенная склонность к чувству беспокойства все же может иметь место. Нужно помнить, что мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Тем самым ребенок попадает в искусственную среду, не вырабатывая в себе навыков психологической защиты и избегая всего, что вызывает страх, вместо того, чтобы активно преодолевать его. Повышенное беспокойство по поводу воображаемых и реальных опасностей родителей также приводит к непроизвольной передаче страха ребенку;
– большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье являются фактором возникновения страха;
– конфликтные отношения между родителями;
– психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам (нападение, убийство на глазах ребенка, пожары и др.).
В том случае, когда страхи наблюдаются у детей дошкольного возраста преимущественно в ночное время, их не следует рассматривать как болезненное состояние. Но если они сохраняют максимальную частоту, приобретают длительный характер ведущего признака, то речь уже идет о неврозе страха и тревожного ожидания.
Невроз возникает либо остро, внезапно, при наличии очевидной и безусловной психической травматизации, когда окружающие ребенка и сам ребенок отдают себе отчет в причине его возникновения. При этом наблюдается:
• непродолжительная заторможенность, ребенок пуглив;
• прячется в угол;
• вскрикивает при неожиданном шуме, стуке;
• суетлив, беспокоен;
• озирается по сторонам.
Иногда невроз возникает постепенно и незаметно, исподволь, как бы без внешнего повода. Ни ребенок, ни окружающие его лица не могут назвать причину невроза. В данном случае важную роль играет неправильное воспитание, неуспеваемость в школе, нарушение сна. После незначительной заторможенности появляются:
• рассеянность;
• капризно-раздражительное настроение;
• повышенная утомляемость;
• лабильный пульс:
• пугливость.
Невротические страхи не являются какими-либо принципиально новыми видами страха. Главное в качественном характере: аффективное заострение: боязни смерти, нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни (у девочек), стихии (у мальчиков). Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый, а не просто возрастной характер и представляют собой отражение лежащего в их основе страха смерти.
Работа психолога-практика с фобиями клиентов представляет большую сложность, так как основу патологических страхов составляет глубоко скрытая тревожность. Сущность механизма формирования фобий заключается в смещении тревожности от первичной ситуации или объекта, вызвавших беспокойство на другую ситуацию или объект. Человек начинает бояться вещей, которые являются лишь заместителями объектов первичного беспокойства. Такое смещение происходит вследствие неразрешимых внутренних конфликтов.
Раннее детство
Психическое развитие ребенка в этом возрасте происходит не только усвоением разнообразных действий, но и формированию качеств, необходимых для их выполнений.
Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и проявляет внутренние черты, которые определяют его поступки.
По мнению Э.Эриксона, этому перио ...
Эмоциональное сознание (собственно
подсознание)
Орган вкуса и орган осязания – это древнейшие органы чувств и по своему принципу действия это контактные органы чувств. Можно предположить, что орган обоняния явился следствием развития в процессе эволюции органа вкуса и по своей сути это все тот же орган вкуса, но действующий уже на некотором расстоянии. Что касается органов чувств сам ...
Конфликт: его понятие и сущность
Как показывает практика, конфликт часто ассоциируется с негативными эмоциями и такими состояниями, как напряжение, беспокойство, зависть, ревность, враждебность, обида, досада, боль, травма, стресс, апатия, ярость, гнев и т.д.
Несмотря на то что конфликт стал уже объектом изучения отдельной дисциплины, отношение к нему в обществе в цел ...