Введение

Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходящие в этом возрасте изменения тела подростка сопровождаются субъективными и объективными трудностями. Изменения, происходящие в образе тела, которые происходят за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд сложных проблем как для самого подростка, так и для тех, кто его окружает. Они приводят к закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости, стеснительности, застенчивости.

Застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенное. Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это может показаться преувеличением. Но для такого суждения есть серьезные основания. Лишь очень немногие утверждают, что никогда не страдали застенчивостью. Для большинства людей застенчивость – это беда, которая не дает им жить полноценной жизнью.

Особенно ярко застенчивость проявляется в подростковом возрасте. Застенчивому подростку труднее общаться со сверстниками, зачастую они сами избегают контакта с другими людьми. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других детей. Застенчивые часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя.

Застенчивость – это действительно, скрытая личная проблема, принимающая размеры настоящей эпидемии. Поэтому важно на более раннем этапе понять, что же такое застенчивость, почему мы застенчивы и как она влияет на психическое состояние подростка.

Несмотря на наличие достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носит умозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамика в подростковый период. Эти проблемы и были поставлены в центр нашего исследования, которое проводилось с детьми-подростками.

Единственный человек, который попытался осветить данный вопрос в целом – это Филипп Зимбардо – известный американский психолог, профессор Стэндфордского университета. В дальнейшее над вопросами застенчивости работали Бруно и Д. Бретт. В своих исследованиях проблемой застенчивости в подростковом возрасте также касались и российские педагоги и психологи: Л.И. Божович, И.С. Кон, А.А. Реан и др.

Все перечисленное выше, а также сложность и многогранность личностных изменений в подростковом возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность выбранной темы исследования: "Проблема застенчивости в подростковом возрасте".

Цель исследования: изучение половозрастных комплексов подростков на примере застенчивости.

Объект исследования: психологические комплексы подростков

Предмет исследования: психологический комплекс застенчивости в подростковом периоде.

Гипотеза исследования: среди подростков преобладающее количество застенчивых будут составлять девочки.

Задачи исследования:

анализ психолого-педагогической литературы по данной тематике;

анализ понятия застенчивости, природы ее происхождения;

изучение особенностей проявления застенчивости и ее влияние на психику человека;

изучение особенностей проявления застенчивости в подростковом возрасте;

проведение эксперимента и анализ эмпирических данных.

Базой исследования выборочно являлись средние школы г. Калуги. Эксперимент проводился по методик: Стенфордский опросник застенчивости. Участники эксперимента – учащиеся 8-9 классов средних школ г. Калуги.


Персональные методы.
Данную группу методов выделил В.П.Пугачев, акцентируя внимание на возможностях руководителя активно противостоять конфликтам, подразумевая под этим следующее: · использование власти, позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания непосредственно в отношении участников конфликта; · изменение конфликтной мотивации сотрудников с ...

Направление коррекционной работы, план коррекционных мероприятий или психологического сопровождения процесса обучения и развития ребенка
Основные направления коррекции, что же может послужить началом стратегических изменений в отношениях ребенка и родителя, как могут выглядеть здесь тактические шаги? Приведем несколько возможных тактик. Акции доверия Это мероприятие особенно уместно тогда, когда в отношениях ребенка и родителя есть некоторое несогласие (барьер), служащ ...

Теоретическое и практическое значение логики
Можно логично рассуждать, правильно строить свои; умозаключения, опровергать доводы противника и, не; зная правил логики, подобно тому, как нередко люди выражают свои мысли на языке, не зная его грамматики. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффек ...