Агрессивность, причины ее возникновения и особенности проявления у
подростков. Понятия агрессии и агрессивности в психологииСтраница 3
1. Когда имеют место губительные для жертвы последствия;
2. Когда нарушены нормы поведения [12].
Но критерий различения доброкачественной и злокачественной агрессии до сегодняшнего дня остается зыбким, в силу сложности определения, какие именно интересы объективно относятся к витальным, а какие таковыми не являются.
Проявление агрессии весьма разнообразно.
Различают два основных типа агрессивных проявлений:
· Целевая агрессия
· Инструментальная агрессия
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Н.Д. Левитов предлагает рассматривать следующую структуру проявления агрессии [8] (табл. 1):
Таблица 1
Структура проявления агрессии по Н.Д. Левитову
По направленности |
Агрессия, направленная вовне |
Аутоагрессия - направленная на себя | |
По цели |
Интеллектуальная агрессия |
Враждебная агрессия | |
По методу выражения |
Физическая агрессия |
Вербальная агрессия | |
По степени выраженности |
Прямая агрессия |
Косвенная агрессия | |
По наличию инициативы |
Инициативная агрессия |
Оборонительная агрессия |
По мнению Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий [2] (табл. 2).
Таблица 1
Классификация агрессивных действия Басса
Прямая |
Непрямая | ||
ФИЗИЧЕ- СКАЯ |
активная |
Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. |
Сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. |
пассивная |
Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью. |
Отказ от выполнения необходимых задач. | |
ВЕРБАЛЬ НАЯ |
Активная |
Словесное оскорбление или унижение другого человека. |
Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. |
пассивная |
Отказ разговаривать с другим человеком. |
Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения |
Этапы формирования
игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет ...
Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна
Первое, на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей, име ...
Индивидуальная стратегия эмпатирования
В современных исследованиях эмпатия изучалась как свойство личности, а также рассматривались структура и некоторые механизмы эмпатического процесса. Результатом этих исследований стало понимание эмпатии как интегрального психического явления, которое на уровне психического процесса состоит из трех последовательных этапов – сопереживание ...