Социально - психологическая характеристика конфликта как этапа развития коллектива. Конфликт как показатель развития коллектива
Страница 2

Информация о психологии » Конфликт как этап развития коллектива » Социально - психологическая характеристика конфликта как этапа развития коллектива. Конфликт как показатель развития коллектива

По определению, данному в психологическом словаре: «Межличностный конфликт – ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых целей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремясь к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута только одной из конфликтующих сторон».

В социальной психологии представлены различные концепции конфликтов. Прежде всего, это мотивационная и когнитивная концепции. В первой конфликт определяется как осознанная несовместимость намерений и интересов индивидов, причем ставится акцент на роли субъективных факторов в возникновении конфликта.

Когнитивная концепция усматривает стороны конфликта в несовместимости знаний, представлений у противоборствующих сторон.

Сущность конфликта - с точки зрения сущности возникновения отношений, конфликт есть проявление противоборства, т.е. активного столкновения принципов, мотивов, установок, эталонов поведения. С точки зрения целей, конфликт отражает желание людей утвердить свою позицию, их поступки, т.е. самоутвердиться.

С точки зрения состояния межличностных отношений конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном поведенческом уровне. Деструкция будет носить временный (в случае разрешения конфликта) или длительный (в случае неразрешимости конфликта) характер.

Если рассматривать субъекты конфликта, то их можно определить как своеобразную форму коммуникации в системах: человек-человек; человек-группа; человек-часть группы; часть группы – часть группы; группа-группа.

Если рассматривать конфликт с позиции эмоционально-мотивационных состояний конфликтующих сторон, то его можно определить как эмоционально насыщенную реакцию, одновременно защитную и ответную на неблагоприятные, травмирующие личность ситуации, на препятствия в достижении каких-либо целей (фрустрацию), на стресс и т.п.

Развитие конфликта можно рассматривать как интеллектуальный процесс решения мыслительной задачи, так как он связан с возникновением проблемы, созданием проблемной ситуации, принятием решений, решением возникающей проблемы алгоритмизированным (по правилам) способом или в большей мере интуитивным.

С результативной стороны конфликт выступает как дезинтегрирующая сила человеческих отношений, а его преодоление как интегрирующая.

В тактическом плане регулирования межличностных отношений конфликт – одно из крайних средств изменения.

С этической стороны конфликт представляет собой социальный вариант проявления человеческих противоречий.

При всем многообразии эмпирических и теоретических подходов к проблеме конфликта, вырисовывается достаточно устойчивая схема, основанная на определении сущности конфликтных факторов. Методологически центральным здесь выступает представление о том, что возникновение конфликта обусловлено осознанной несовместимостью индивидуальных намерений и интересов противоборствующих сторон.

Такой подход к пониманию истоков конфликта распространен под названием мотивационной концепции и конфликта.

Альтернативная мотивационная, когнитивная концепция происхождения межличностного конфликта усматривает его причину в стратегиях используемых сторонами при решении обоюдозначимых проблем. Определение конфликта, предполагаемых в русле мотивационного подхода, подчеркивают роль субъективных факторов в детерминации конфликтного поведения.

Некоторые авторы видят в конфликте проявление отношений конкуренции (соревнования).

Отличие конкуренции от конфликта заключается в конкурентной регламентированности. В случае конкуренции элементы конфликта, хотя и присутствуют, но ограничиваются определенными правилами.

Виды конфликтов: Различают внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликты.

Внутриличностный конфликт – это столкновение примерно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного и того же человека, отражающих противоречивые связи с социальной средой.

Межличностный конфликт – это столкновение взаимодействующих людей, чьи цели, интересы, ценности, нормы поведения или методы работы взаимоисключают друг - друга или мешают, противодействуют, т.е. несовместимы в данной ситуации.

Страницы: 1 2 3


Игры с песком и водой.
Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. Такие игры успокаивают ребёнка. ...

Ведение
Инженер (фр. ingénieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность) — специалист с высшим техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства достижения цели или способа изготовления этого средства (продукта) и осуществляющего руководство и контроль за изготовлением продукта[1]. Можно сказа ...

Отношение к материнству у женщин в период гестации. Различные подходы к пониманию материнства
В этологии для структурирования поведения индивида используется функциональный подход [46;56]. Выделяются функциональные сферы поведения, представляющие собой совокупность всех форм активности, направленные на реализацию определенной функции: обеспечения условий существования, питания, размножения. В основе функциональных сфер лежит одн ...