Динамика и особенности развития конфликта в коллективной деятельностиСтраница 1
Наиболее известной классификацией причин возникновения конфликтных ситуаций в деловых межличностных отношениях выделяют две группы.
1. Производственные причины:
а) Распределение ресурсов;
б) Взаимозависимость задач;
в) Противоположные тенденции в функционировании производства, организации;
г) Нечеткость или неразборчивость функциональных обязанностей сотрудников и руководителя;
д) Ситуация, когда одному подчиненному указания дают многочисленные начальники;
е) Различие в целях;
ж) Различия во взглядах и представлениях;
з) Неудовлетворительные коммуникации (неточная или неполная передача информации).
2. Причины непроизводственного характера. Состояние здоровья работника или членов его семьи, семейные отношения, жилищно-бытовые условия, характер и возможности проведения досуга, условия транспорта могут послужить причиной деловых конфликтов.
Социально-психологическая причина межличностных конфликтов могут быть так называемые ложные образы конфликта. При этом объективная конфликтная ситуация отсутствует, но некоторые сотрудники считают, что их отношения носят конфликтный характер. Такое восприятие взаимных отношений обусловлено, в частности, неправильным истолкованием мнений, высказываний, поступков одного человека другим.
Одна из причин такого искаженного представления – недостаток неформального общения, человеческих контактов, а другая – психологическая скованность, неумение или опасение доказать окружающим свою доброту, внимание, чистосердечность.
Очень важная причина конфликтов – это различие в психологических особенностях: характер, темперамент, ценностные ориентации и т.п. Эти различия увеличивают вероятность возникновения любых конфликтов.
Есть люди, которые постоянно проявляют агрессивность, враждебность, все время защищаются или нападают, готовы всему противоречить, не слушают собеседника. Их называют трудными.
Предрасположенность людей к конфликту усиливается в периоды экономической и политической нестабильности и преобразований в обществе, бедствий, крупных катастроф и т.п.
Как правило, под структурой конфликта подразумевается перечень необходимых и достаточных элементов, характеризующих конфликт при одномоментном статическом срезе. Число этих элементов, по мнению большинства специалистов, в целом остается устойчивым: наличие не менее двух сторон, имеющих контакт друг с другом; взаимонесовместимость ценностей и намерений сторон; поведение, направленное на уничтожение планов и разрушение намерений другой стороны, чтобы приобрести нечто за ее счет; противопоставленность действий одной стороны другой и наоборот;
применение силы с целью повлиять на поведение другой стороны в желаемом направлении.
Некоторые авторы к этому списку добавляют характеристики проблем, приведших к возникновению конфликта, а также социальной среды, в рамках которой он протекает, в частности присутствие или отсутствие третьих лиц, стратегия и тактика конфликтного взаимодействия и т.п.
Динамику конфликта понимают в двух планах широком и узком.
В широком смысле слова динамика трактуется как последовательная смена определенных стадий или этапов, характеризующих процесс развертывания конфликта от возникновения конфликтной ситуации до ее разрешения.
В узком смысле слова динамика конфликта рассматривается в контексте лишь одной, но наиболее острой его стадии – конфликтного взаимодействия.
Обычно выделяют четыре этапа развития конфликтной ситуации:
I этап – возникновение конфликтной ситуации.
II этап – осознание ситуации как конфликтной, хотя бы одним из ее участников. Такое осознание включает, во-первых, осознание самой ситуации как значимой, т.е. способной обеспечить осознание значимой цели;
во-вторых, осознание того факта, что другая сторона препятствует достижению этой цели, т.е. цель и действие несовместимы.
Открытого конфликта не существует до тех пор, пока партнеры не начнут реагировать, преодолевая барьер на пути к той цели, которую они стремятся достичь. Контролирование значимости того, что составляет центр конфликта – эффективное средство предотвращения его деструктивных последствий. Для этой стадии конфликта очень важным является, признают ли стороны законность требований друг друга. В тех случаях, когда правомерность требований и претензий другой стороны изначально отвергается, конфликт будет иметь более деструктивный характер.
Создание климата взаимного доверия и сотрудничества
Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путем готовности открыть перед ним такую свою незащищенную позицию, какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать слабые и уязвимые места противника.
Конфликт разрешается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего рез ...
Внутренний диалог как проявление смыслового
переживания матери
Диалогический подход как новый тип научного мышления, складывающийся на рубеже XIX—XX вв. в русле гуманитарного знания, обозначается в современной науке как неклассический. Вместо субъект-объектных отношений, что характерно для классического типа рациональности, в исследованиях, выполненных на основе данного подхода, все большее значени ...
Составление предложений из опорных слов с одновременным предъявлением
сюжетной картинки
Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение из слов, которые я тебе прочитаю. Свои слова употреблять нельзя».
Процедура. На стол перед ребенком выкладывается соответствующая картинка, дается возможность ее рассмотреть, затем зачитывается набор слов. Если ребенок составляет свое предложение, ему напоминается условие: «Неверн ...