Внутриличностный конфликт. Понятие и общая характеристика внутриличностного конфликта
Страница 2

Информация о психологии » Внутриличностный конфликт студентов-психологов, обучающихся в ВУЗе » Внутриличностный конфликт. Понятие и общая характеристика внутриличностного конфликта

В условиях всеобщей борьбы всех против всех постоянное соперничество и конкуренция перерастают во враждебность личности не только по отношению к другим, но и к себе, в постоянное недовольство собой. В этих условиях личность находится в постоянном конфликте сама с собой [20]. С одной стороны, ее успехом восхищаются почти независимо от того, какими средствами он достигнут, с другой, – общество рассматривает скромность и альтруизм как социальные и религиозные добродетели и вознаграждает за эти качества хвалой и признанием. Особая трудность, с которой сталкивается индивид в системе рыночных отношений, состоит в том, что для соперничества он должен иметь в своем распоряжении изрядную долю агрессивности и вместе с тем от него требуется бескорыстие и даже самопожертвование. Такова реальная объективная социальная основа внутриличностного конфликта в условиях господства рыночного либерализма. www.getbanks.ru

Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин

, который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три типа конфликтной ситуации.

1. Человек находится между двумя положительными силами примерно равной величины. Эту конфликтную ситуацию можно представить на следующем рисунке:

где Л – личность, – сила 1, – сила 2.

2. Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными силами. Характерный пример – ситуация наказания. Так, с одной стороны, ребенок должен выполнять непривлекательное школьное задание, а с другой – ему грозит наказание, если он его не сделает. Эту ситуацию можно представить таким образом:

Підпис:

3.

На человека одновременно действуют две разнонаправленные силы примерно равной величины и в одном

и том же месте. Например, ребенок хочет погладить собаку, но он ее боится, или хочет съесть торт, а ему запретили. Эту конфликтную ситуацию можно представить так:

Підпис:

Карл Роджерс

, один из основателей гуманистической психологии, фундаментальным компонентом структуры личности считал «Я-концепцию». «Я-концепция» – представление личности о самой себе, образ собственного «Я», формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. На основе «Я-концепции» происходит саморегуляция поведения человека.

Но «Я-концепция» часто не совпадает с представлением об идеальном «Я». Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс между «Я-концепцией», с одной стороны, и идеальным «Я» – с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, который может привести к тяжелому психическому заболеванию [5].

Страницы: 1 2 3 4 5


Самооценка
Требования взрослых тогда становятся надежными регуляторами поведе­ния ребенка, когда они превращаются в его требования к само­му себе, т. е. в саморегуляторы, которым ребенок следует неза­висимо от того, находится он под контролем других людей или нет. Тогда он сам становится контролером своих поступков. Анализ сложного процесса самор ...

Теория личности В.А.Петровского
В современной отечественной психологии развивается деятельностный подход, в рамках которого развивалась, в частности теория личности В.А. Петровского. В русле этого направления личность человека считается и продуктом, и субъектом исторического процесса. Биологические свойства человека рассматриваются в ней как «безличные» предпосылки ра ...

Классификация сказок
Изучению русского фольклора и, в частности, сказок посвятили свои работы братья Б. и Ю. Соколовы, А.Н.Никифоров, Н.П.Андреев, А.Н.Афанасьев, В.Я.Пропп, М.Н.Мельников и многие другие. Ученые по – разному трактовали понятие "сказка". Одни стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, другие говорил ...