Эволюция проблематики профессионального самоопределения

В целом можно выделить следующие этапы развития проблематики профессионального самоопределения.

Конкретно-адаптационный этап. Главная задача – помочь клиентам «трудоустроиться»; характерен для периодов социально-экономических бедствий и массовой безработицы;

Диагностико-рекомендательный этап. В основе – «трехфакторная модель» Ф.Парсонса: изучение требований профессии к человеку – первый фактор; исследование качеств человека с помощью тестов – второй фактов; сопоставление требований с качествами и выдача рекомендаций о пригодности или непригодности к данной профессии – третий фактор. При этом качества человека и требования профессии рассматриваются как относительно стабильные, что и служит для «объективного» выбора. www.mainedu.ru

Искусственная «подгонка» человека и профессии. Возможны варианты: обман, манипуляция, агитация на непривлекательные профессии; умелая продажа себя на рынке.

Диагностико-корректирующая, диагностико-развивающая профконсультация. В отличие от диагностико-рекомендательной модели профориентационной помощи, здесь все основано на основе изменений в выбираемых профессиях, в их требованиях к человеку, а так же на учете меняющегося клиента (оптанта). Важной особенностью такого рода помощи оказывается возможность что-то улучшить в своей ситуации и постоянно корректировать свои выборы в зависимости от изменений требований профессии и от изменений своих собственных способностей.

Учет изменяющегося общества. В дополнение к изменяющимся профессиям и изменяющемуся человеку происходит учет динамики общественных процессов. Сама профессия начинает рассматриваться как средство для построения своего жизненного успеха, а также как средство для нахождения с помощью профессии своего места в данном обществе.

Учет изменения (развития) «ценностно-нравственного, смыслового ядра» самоопределяющего человека. На данном уровне профориентационной помощи учитывается изменение представлений самоопределяющего человека о самом смысле его профессионального выбора. Также учитывается не просто «успех», но и «материальная цена» за такой успех. Основными понятиями здесь становятся: «совесть», «чувство собственного достоинства», «смысл жизни и выбираемой профессиональной деятельности», а также «идеал личностного и профессионального самоопределения». Поиск идеала своего развития – одна из самых ответственных и сложных проблем самоопределяющегося молодого человека.

Выход на более высокие (и более сложные) уровни развития профориентации порождает особые проблемы, в частности:

неясность вектора развития (изменения) общества;

неясность с идеалами личностного и профессионального самоопределения (к чему стремиться, с кого брать пример). (20, 13-15).


Методы мотивации и социально-экономической поддержки персонала
Персоналу важно чувствовать внимание и заботу со стороны руководства, понимание особых условий труда. Затраты на социально - психологическую поддержку персонала окупаются уверенностью в его надежности и предсказуемости, стабильностью работы и повышением ее качества, личной заинтересованностью в результате. Из всех возможных МЕТОДОВ КОЛ ...

Специфика социально-психологической проблематики личности
Итак, какой же круг возможностей раскрывается перед социальной психологией в этой сфере? Ответ на этот вопрос широко обсуждается в литературе. В работах Б.Д. Парыгина модель личности, которая должна занять место в системе социальной психологии, предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического. Хотя сама эта ...

Особенности социально-коммуникационного взаимодействия
Над чертежом трудятся несколько команд инженеров-проектировщиков. Каждый отвечает за свое направление. Но хоть это и командная работа, все равно каждый инженер индивидуально подходит к выполнению задания. Он работает с чертежами, а не с людьми. Сам рассчитывает все показатели на чертеже или на компьютере, сам все чертит. Инженер-проект ...