Функционализм
В отличие от структурализма, возникшего в Европе и распространившегося на Соединенные Штаты, функционализм возник на американской почве. Одной из предпосылок его возникновения была дарвиновская теория эволюции, овладевшая умами как в Европе, так и в Америке в конце XIX в. Учение Ч. Дарвина радикально изменило представление о месте человека в природе. Для психологов теория эволюции послужила источником захватывающих вопросов: Имеют ли человеческие психические процессы эволюционную историю? Сходны ли человеческие способности, такие, например, как способность учиться на опыте, с аналогичными способностями животных? Каково приспособительное значение различных способностей человека? Ответ на эти вопросы и попытался дать функционализм. Функционализм был не столь систематизирован, как структурализм. Скорее, он представлял собой общий набор идей, охватывающих определенную тематику, в особенности проблему полезности или адаптивной значимости психических процессов. Возникновение функционализма обычно связывается с именем Джона Дьюи (1859—1952). В то время как структурализм отвечал на вопросы содержания сознания, функционализм стремился определить функции психических процессов. Для их изучения применялись как объективные, так и субъективные методы; считалось, что полезные сведения могут быть получены при изучении и человека, и животных. Кроме того, функционализм тяготел к исследованию жизненных проблем, изучению психики и поведения в реальных ситуациях. Подчеркивалось, что психические процессы являются непрерывными, длящимися, и искусственная их остановка и расчленение, как это предлагалось в структурализме, не ведет к получению полезных данных. Выдающимся американским психологом, исследования которого часто связывают с функционализмом, является Уильям Джемс (1842—1910). Работы У. Джемса предшествовали появлению функционализма. Предметом психологии человека является сознание. «Определить психологию всего лучше можно словами профессора Ладда, как науку, занимающуюся описанием и истолкованием состояний сознания, как таковых. Под состояниями сознания здесь разумеются такие явления, как ощущения, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т. п. В состав истолкования этих явлений должно, конечно, входить изучение причин и условий, при которых они возникают, так и изучение действий, непосредственно ими вызываемых, поскольку те и другие могут быть констатированы» (Джемс У. Психология. СПб., 1911. С. 1). Развитие взглядов Дж. Дьюи и У. Джемса дало толчок некоторым тенденциям в психологии, подавлявшимся структурализмом. Благодаря функционализму, сфера интересов психологии расширилась: стали изучаться дети и душевнобольные, а также животные (шимпанзе, собаки), изучение которых методами интроспекции было невозможно. Важнейшим направлением стало приложение психологических исследований в различных областях.
Исследование развития памяти дошкольников. Программа проведения исследования развития памяти. Постановка проблемы и гипотеза
исследования
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В старшем же дошкольном возрасте (5 и 6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. Шестилетние дети даже в обычных условиях могут самостоятельно образовывать мысленные ...
Психологическое значение игры
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое теч ...
Транскрипция
При самокопировании ДНК каждая из ее цепочек играет роль образца для создания дополнительной к ней цепочки. Подобным же образом при образовании молекулы матричной РНК одна из цепочек служит образцом для построения дополнительной к ней цепочки.
Синтез молекулы РНК по матрице ДНК называется процессом транскрипции.
Молекула РНК имеет одн ...