Классификация психических состояний
Страница 1

Классификация состояний представляет собой отдельную проблему.

Н.Д.Левитов полагает, что состояния классифицируются либо по аналогии с классификацией психических процессов (познавательные, эмоциональные, волевые), либо заимствуя характерологические принципы (состояние собранности-рассеянности, решительности - нерешительности и т.п.).

А.И.Юрьев (1992, 1996)[22] предложил рассматривать ПС в трех измерениях[23]:

1.Социально-психологический, психологический, психофизиологический и физиологический уровни;

2. Субъективные и объективные характеристики ПС;

3. Индивидуальные, особенные и общие характеристики ПС.

Среди интенсивных характеристик большинство авторов выделяют следующие параметры ПС:

· уровень бодрствования,

· уровень удовлетворенности,

· уровень эмоциональности,

· уровень мотивированности,

· уровень разрешения-напряжения.

Экстенсивные особенности ПС характеризуются следующим:

· в структуре ПС выделяются внешнее состояние и внутреннее состояние,

· важной экстенсивной особенностью ПС является соотношение активности коры и подкорки,

· внимание является важнейшей экстенсивной особенностью,

· психические свойства вносят корректирующий вклад в экстенсивные характеристики.

Среди основных психических состояний, выделенных исследователями, можно назвать следующие:

· состояние активности с полюсами возбуждения или торможения, возбудимости и тупости;

· различные градации состояния бодрствования вплоть до глубокого сна;

· тесно связанные с предыдущим, но не тождественные им состояния ясности или помраченности сознания;

· сосредоточенность или рассеянность;

· состояние подъема или упадка «духа»;

· апатии;

· утомления;

· настроения;

· соматопсихические состояния;

· состояния конфликта;

· состояния фрустрации;

· неуверенность и нерешительность.

Безусловно, этими состояниями классификация не исчерпывается. Следует сказать о сложности и многообразии функции психических состояний, о чем свидетельствует широта ее толкований: интегративная и приспособительная, регуляторная, организующая и дезорганизующая, функция замещения недостатка информации, ориентирования в среде, уравновешивающая функция всех психических состояний и т.д.

Исследователи исследовали и такой аспект ПС, как регуляция. Принято различать три основных уровня регуляции состояний:

· организмический;

· индивидный;

· личностный.

Взаимосвязи между личностью и психическими состояниями носят характер взаимовлияния – состояния могут оказывать обратное влияние на личность, ее развитие и динамику, формирование одних свойств и ослабление других, переструктурирование мотивов и целей деятельности. Но не всегда можно отнести некоторое психическое качество к состояниям или чертам личности. По мнению Махнача (1995)[24], критерием может служить степень стабильности измеряемого свойства личности.

Исследователи установили, что излишняя интенсивность и длительность состояний могут вызывать изменения в организме (Р.С. Буре, С.А. Дудникова, Р.И. Жуковская, А.Д. Кошелева, С.В. Петерина). Показано, что актуализация психических состояний происходит в результате внутренних и внешних изменений (Д. Баррелл, М.Е. Литвак, П.В. Симонов, Д. Прайс). Психические состояния определяют фон здоровья (Р.С. Буре, С.А. Дудникова, Р.И. Жуковская и др.) и сами зависимы от него (Н.Ф. Дорохова, Е.Л. Желтухина, Л.Н. Рыбаков, С.М. Чечельницкая и др.).

Установлено также, что психические состояния являются отражением переживаний, отношений к значимым предметам, явлениям, людям, действиям в конкретной ситуации, имеющей для человека личностный смысл (эмоционально - непосредственное переживание смысла ситуаций). (В.К. Вилюнас, Н. Денисенкова, М. Костюнина, М. Русалова, И. Стрельникова и др.).

Серьезную социальную проблему в науке и практике представляет собой профессиональная дезадаптация. Дезадаптации способствуют высокий уровень напряженности, сложность интеллектуального труда, повышенная нагрузка на зрительный аппарат, психо-эмоциональное и мышечное напряжение и другие.

В специальной литературе, содержащей исследования по психологии профессиональной деятельности, отмечается, что людям, профессионально вовлеченным в длительное напряженное эмоциональное общение (учителям, психиатрам, психологам, летчикам, сотрудникам правоохранительных органов и т.д.) свойственно профессиональное заболевание, которому подвержены отдельные представители этих профессий. Это «синдром сгорания», проявляющийся в следующих симптомах:

Страницы: 1 2


Введение.
Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека. Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни ...

Генотип, ген, аллель
До сих пор мы использовали широкое определение генотипа, а теперь обратимся к его узкому определению. В узком смысле генотип есть совокупность аллелей гена или группа генов, контролирующих развитие и проявление анализируемого признака у данного организма. Ген (греч. genos — род, происхождение) представляет собой единицу генетического м ...

Трансляция
Молекула белка представляет собой цепочку аминокислот. Аминокислотами называются органические (карбоновые) кислоты, содержащие, как правило, одну или две аминогруппы (~NH2) и кислотную группу СООН (отсюда и название — аминокислоты). Друг от друга аминокислоты отличаются химической группой, называемой радикалом (R). В табл. 4.1 перечисл ...