Описание методов исследованияСтраница 3
5. Шкала интернальности в профессиональной деятельности И п
. Высокий И п свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий И п указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению.
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений И м
. Высокий показатель И м свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий И м, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.
7. Шкала отрицания активности (Оа)
характеризует убежденность человека в бессмысленности какой-либо деятельности, направленной на достижение жизненных целей. Высокие показатели по шкале дают представление о мировоззренческих установках, соответствующих убежденной экстернальности.
Субшкалы: Я
(личный опыт), Ж
(суждения о жизни), Пс
(сфера социальных отношений на производстве), Пп(профессиональная деятельность), Мк
(компетентности в межличностном общении), Мо
(ответственности в межличностном общении), Дт(готовность к деятельности), Дс
(готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее).
Все шкалы, кроме Оа
и Псоб
, являются прямыми, т.е. чем выше балл, тем больше у испытуемого склонность к интернальности.
Опросник ЛК (Приложение 2) является новым шагом в исследовании локуса контроля личности и имеет высокую степень надежности и стабильности по сравнению с предшествующими опросниками.
Методика смысложизненных ориентаций (СЖО) человека по Д.А.Леонтьеву создана на базе теста «Цель жизни» Дж. Крамбо и Л.Махолика. Тест был разработан на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В.Франкла и преследовал цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.
Согласно проведенным исследованиям, в целом показатель осмысленности жизни у психически здоровых людей выше, чем у лиц, страдающих душевными заболеваниями.
Оригинальная методика в ее окончательном варианте - это набор из 20 шкал, каждая из которых представляет собой утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения.
Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и выделить ее. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу общего балла в стандартные значения.
В версии Д.Леонтьева изменены и упрощены формулировки некоторых пунктов с сохранением их общего смысла; вместо общего начала предложения с двумя вариантами окончания сформулирована пара целостных альтернативных предложений с одинаковым началом; асимметричная шкала градации ответа от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой 3 2 1 0 1 2 3. Показатели надежности теста весьма высокие.
Тест смысложизненных ориентаций (Приложение 3) включает наряду с общими показателями осмысленности жизни пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля. Последнее оказалось весьма привлекательным для нашего исследования, так как предоставлялась возможность показать связь шкал СЖО с локусом контроля и личностными ориентациями.
Субшкалы следующие:
1. Цели в жизни.
2. Процесс жизни или интерес или эмоциональная насыщенность.
3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.
4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни).
5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни.
Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы. Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
В последнюю редакцию (март 2000 г.) Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по социальной работе вошел новый учебный модуль — «психосоциальная работа». Такой подход полностью согласуется с международной теорией и практикой оказания социальной помощи населению. Центральной задачей практической социальной работ ...
Понятийное поле теории К.Хорни
Невротические потребности – Это избыточные потребности
1) в любви и одобрении;
2) в руководстве партнера;
3) в четких ограничениях;
4) во власти;
5) в эксплуатировании других;
6) в общественном признании;
7) в восхищении собой;
8) в честолюбии;
9) в самодостаточности и независимости;
10) в безупречности и неопровержимости.
Ба ...
Групповая динамика и этапы работы группы
Групповая динамика — это развитие или движение группы, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой.
В групповую динамику входят: цели и задачи группы, сплоченность группы, нормы группы, позиция ведущего, структура группы и структура лидерства, групповые роли, фазы развития группы, этапы работы. Наиболее ...