Рефлексы и эмоцииСтраница 3
Приоритет интересов человека хорошо показывает, что он является в первую очередь существом эмоциональным, и только во вторую, если не третью, очередь – интеллектуальным. Другими словами, главные наши интересы лежат именно в эмоциональной, а не в интеллектуальной сфере. По большому счету человека интересует прежде всего он сам, отсюда и его неизменный интерес к своим или чужим чувствам и желаниям. Есть такое выражение “пощекотать себе нервы”. Есть и две возможности для такого “щекотания”: испытать эти чувства в действительности, то есть на “собственной шкуре”, либо испытать в той или иной степени те же чувства более безопасным способом – путем сопереживания чужим, то есть мнимым чувствам других людей. Второй способ проще и доступнее, кроме того он позволяет испытать чувства, которые в реальной жизни большинству людей просто недоступны: каждый может побыть в роли неуязвимого и любвеобильного агента 007, пилота “Формулы-1”, английской королевы, знаменитого разбойника или полководца . Острота сопереживания зависит от вашей эмоциональности, созвучности мнимых эмоций собственным чувствам и мастерства писателя или режиссера. www.edumask.ru
Глубинное и эмоциональное сознание тесно связаны между собой: настроение (баланс положительных и отрицательных эмоций), безусловно, влияет на физические возможности организма. Очевидна и обратная связь – хорошее физическое самочувствие поднимает настроение, а плохое – угнетает положительные эмоции.
Рефлексы и эмоции очень близки между собой и далеко не всегда их можно четко разделить. Например, что лежит в основе вполне естественного желания человека вкусно поесть? Рефлексы или эмоции? Или то и другое вместе? С одной стороны это вроде бы желание, а значит, относится к сфере эмоций, но с другой стороны это непосредственно связано с рефлексами, направленными на удовлетворение потребностей в пище. Даже если ответ поделить на две части – “поесть” это рефлекс, а “вкусно” это желание, то и в этом случае все не так просто, как хотелось бы. Есть люди неприхотливые в еде, а есть истые гурманы, ценящие такие изысканные блюда как “ласточкины гнезда”, устрицы, сыр с плесенью или лягушачьи лапки – это всего лишь дело вкуса и национальных традиций. Однако и те, и другие начинают испытывать отвращение к еде, если каждый день их кормить одним и тем же, пусть и любимым блюдом. Достаточно очевидно, что здесь вмешиваются безусловные рефлексы, которые подавляют аппетит и в первую очередь из-за возникшего в организме дисбаланса питательных веществ, витаминов, микроэлементов . Возможно, более обоснованной будет выглядеть точка зрения, что как и в приведенном примере с дублированием информации о возникшей боли в желудке человека, безусловные рефлексы – во всяком случае какая-то их часть – могут трансформироваться в эмоциональные образы (может быть правильнее – “провоцировать, возбуждать” соответствующие эмоции и желания) и проявляться в сознании человека в виде того же желания вкусно поесть. Можно ведь просто быть голодным (реакция глубинного сознания), можно при этом желать вкусно и с наслаждением поесть (реакция эмоционального сознания), а можно на эту тему написать книгу, например, “Лукулловы пиры” или “О вкусной и здоровой пище” (реакция интеллектуального сознания).
При явном недостатке каких-либо важных компонентов в пище, человек начинает на уровне инстинктов искать и употреблять в пищу то, в чем есть потребность в организме. По этой причине несмышленый ребенок начинает есть, например, мел – вещь в общем-то несъедобную, но крайне необходимую в его возрасте из-за быстрого роста костных тканей (потребность в кальции). Вероятно, на этом же основана хорошо известная традиция: больному человеку всегда стараются предложить именно ту пищу, которую он сам хочет. Видимо, это желание идет с уровня глубинного сознания, которое больной осознает как устойчивое и сильное желание съесть какое-то конкретное блюдо или какие-то конкретные фрукты либо овощи . Наиболее типичный пример на эту тему – поведение беременных женщин. Изменение их вкусов и пристрастий во время беременности связано с перестройкой организма и очень часто они начинают есть пищу, которую раньше не любили или даже терпеть не могли.
Самооценка
Требования взрослых тогда становятся надежными регуляторами поведения ребенка, когда они превращаются в его требования к самому себе, т. е. в саморегуляторы, которым ребенок следует независимо от того, находится он под контролем других людей или нет. Тогда он сам становится контролером своих поступков.
Анализ сложного процесса самор ...
Описание методического материала
При подготовке исследования А было приготовлено 8 карточек размером 7,5х10 см с изображением часов, ножниц, телефона, карандаша, самолёта и письма. Подготовлена карта 63х30 см, разделенная на 24 клетки размером 7,5х10 см.
Каждому изображению на карточках соответствуют три изображения на карте:
- идентичное изображение,
- изображение, ...
Психология в 1950-1960-е годы
Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологии, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках по психологии большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период. ...