Введение.
Психология труда – одна из важнейших отраслей психологической науки. Она изучает многообразие проявлений психики в трудовой деятельности, ее развитие в различных видах труда, влияние длительной работы на психику, соответствие организации процессов труда психическим и психофизиологическим особенностям человека и другие проявления личностных, психологических и индивидуально-типологических факторов в труде. Трудовая деятельность является основным видом деятельности взрослого человека.
В своей работе я подробно рассмотрю основные методы психологии труда.
Обычно в науках различают два основных метода, используемых как средства научного исследования: наблюдение и эксперимент. Но разные отрасли психологии в связи со спецификой объекта изучения применяют еще и другие методы, а также ряд вспомогательных средств. Кроме того, конкретное применение психологических методов имеет в отдельных направлениях психологической науки свою специфику. Это вытекает из особенностей объекта и целей исследования. Так, например, общая психология, изучая психологические закономерности, имеющие универсальное, теоретическое значение, часто вынуждена абстрагироваться от той социальной и физической среды, в которой протекает реальная деятельность человека, и от личности конкретного индивидуума. Прикладные отрасли психологии, в том числе и психология труда, наоборот, не могут рассматривать человека вне условий его деятельности, и даже жизни в целом.
Проведение исследований в психологии предъявляет к исследователю определенные требования: 1) использование методов должно удовлетворять принципам марксистской философии. Это означает, что изучение конкретного явления необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими явлениями, в развитии и единстве противоположностей, в возможном переходе количества в новое качество и т. п.; 2) каждый метод должен быть объективным методом, т. е. вскрывать реальные закономерности психической деятельности; 3) для решения определенной задачи или проверки выдвинутой гипотезы исследователь должен выбирать конкретные методы или проектировать новые методические средства, т. е. методы должны быть адекватны задаче, а не наоборот. Это, казалось, очевидное требование нередко нарушается, особенно в научно-практических исследованиях, когда без достаточных оснований берется ряд методических средств в расчете на то, что они, может быть, позволят решить поставленную задачу. В связи с этим трудно согласиться с теми, кто считает, что в практических исследованиях можно разрешать самостоятельно пользоваться психологическими методами лицам, не имеющим достаточной психологической подготовки.
В психологии труда большинство методов могут применяться в трех довольно самостоятельных планах: 1) для психологического анализа профессиональной деятельности, т. е. для «психологии профессий»; 2) для разнообразных конкретных исследований (подбора кадров, производственного обучения, утомления, различной рационализации и т. д.); 3) для исследования конкретной личности, ее мотивов, потребностей, склонностей, способностей и др.
Первый и второй планы предполагают применение методов к группе лиц, выполняющих определенный вид профессиональной деятельности. Третий план предусматривает использование методов применительно к конкретному человеку, но в разных видах его деятельности (во время профессиональной работы, в перерывах работы, в часы отдыха и досуга).
В зависимости от характера исследования чаще всего один из методов является основным, но, как правило, он дополняется рядом других методов.
Обычно в учебных пособиях в самой разнообразной последовательности излагается сущность каждого метода. Вместе с тем более целесообразно дать сначала сводку всех основных методов психологии труда в обобщенном виде, посмотреть на весь арсенал методов как бы с «птичьего полета». Для этой цели их необходимо представить в виде общей схемы и лишь, затем раскрыть основное содержание каждого метода. Естественно, что как всякая схема она дает упрощенное представление о совокупности методов психологии труда. Она, конечно, не может отражать всех взаимосвязей между отдельными методами, но зато позволяет сразу сориентироваться в том комплексе методов, которыми пользуется психология труда.
Теоретический обзор. Функции эмоций. Победительная
функция эмоций
Все исследователи определяют эмоции как необходимый компонент нашей жизни (2, 3, 5, 9). Именно они заставляют нас действовать, принимать решения. Ведь само значение слова «эмоция» подразумевает, что оно связано с движением, так как его основа определяется латинским словом movere – смещать, двигаться.
Биологическое никогда не исчезнет в ...
Использование музыки в работе с детьми. Воспитание музыкой
Кто музыки не носит сам в себе, кто холоден к гармонии прелестной, — тот может быть изменником, лгуном, грабителем, его души движения темны, как ночь, и, как Эреб, черна его душа. (В. Шекспир)
Серьезная музыка, храня в себе память рая, не позволяет человеку оскотиниться. Инстинктивно прочитывая эту тайную философию души, это светлящее ...
Стадии процесса посредничества
Первый этап — с которого фактически уже начинается или может начаться деятельность посредника — это обращение человека к психологу за помощью в разрешении проблемной или конфликтной ситуации. Именно эта первая встреча во многом определяет, как будет далее строиться работа психолога с конфликтом и в какой профессиональной роли — психотер ...