Сводка всех основных методов психологии труда в обобщенном виде.
В данной работе представлены два основных раздела методов (см. схему 1): целенаправленное изучение закономерностей протекания профессиональной деятельности в естественных условиях (А.) и целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения профессиональной деятельности (Б). Между этими двумя разделами методов располагается еще один дополнительный раздел, который включает статистику самых разнообразных данных (В). Раздел В взаимосвязан с разделами А и Б.
В разделе А можно выделить два основных метода: I — метод наблюдения и II— метод опроса, а также III метод — анализ различной производственной документации, обеспечивающий наиболее полное использование первых двух. Раздел Б делится на лабораторный эксперимент (I) и производственный (естественный) эксперимент (II). Они взаимосвязаны между собой и с разделом статистики (В).
Перейдем теперь к наиболее детальному разбору методов раздела А.
I. Метод наблюдения. Его можно подразделить на метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности и на так называемый трудовой метод — участие самого психолога в конкретном виде труда (на схеме — 1). Оба метода взаимосвязаны между собой.
В чистом виде методы 1 и 2, как правило, дают исследователю слишком мало информации и поэтому они оснащаются целым рядом дополнительных методов и вспомогательных средств. На схеме все они объединены под цифрой 3. Все дополнительные методы и вспомогательные средства можно разбить на пять групп: а) измерение различных параметров процесса труда; б) алгоритмический способ описания трудовой деятельности; в) анализ продуктов трудовой деятельности; г) анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий; д) экспериментально-психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности.
II. Метод опроса. Метод опроса может иметь различные формы. На схеме выделены пять основных форм: 1) беседа, 2) устный опрос (интервью), 3) письменный опрос (анкета), 4) биографические и автобиографические данные (психологические анамнез), 5) метод обобщения независимых характеристик.
Перейдем к рассмотрению схемы по разделу Б, который, как уже было сказано, включает лабораторный (I) и производственный (II) эксперименты.
I. Лабораторный эксперимент. В психологии труда могут использоваться 5 основных видов эксперимента: I) абстрактный эксперимент; 2) модель отдельных элементов трудового процесса; 3) модели профессиональной деятельности в целом; 4) реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории; 5) метод тестов.
II. Производственный эксперимент. Здесь можно выделить:
1. Внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приемы, темп и ритм работы. 2. Метод искусственной деавтоматизации.
Такова общая схема основных методов психологии труда. Перейдем теперь к краткой характеристике сущности каждого метода.
Нуль-единичная проверка истинности высказываний
Каждое из простых высказываний, как мы помним, может принимать два возможных значения: "истинно" или "ложно", и в зависимости от семантического значения переменных, составленные из них сложные сообщения будут принимать разные значения. Теперь нам предстоит научиться вычислять истинностное (семантическое) значение сло ...
Стабильность в поведении человека
Стабильность в поведении человека играет большую роль в становлении его взаимоотношений с окружением. Если человек ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.
Самоо ...
Итоги
В ходе нашего исследования нами были подобраны и проведены методики, направленные на выявление психологических особенностей личности, структурных компонентов самооценки, изучение особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу, а также бы ...