Категории вербальной агрессииСтраница 1
1. Замкнутость
2. Стремление возражать
3. Стремление обесценивать достижения и чувства другого.
4. Вербальная агрессия в форме шуток.
5. Блокировка и искажение информации.
6. Обличение и обвинение другого.
7. Критика и осуждение другого.
8. Опошление смысла происходящего.
9. Отказ в эмоциональной поддержке.
10. Угрозы
11. Обзывание
12. Командный тон.
13. Забывание и отрицание фактов.
1. Замкнутость
Если между людьми существуют отношения, значит, общение должно быть чем-то большим, нежели просто обмен информацией. Отношения означают душевную близость. Душевная близость предполагает эмпатию, сопереживание. Слышать и понимать чувства другого означает сопереживать. Душевная близость невозможна, если одна из общающихся сторон не желает открыто говорить о чувствах, своих эмоциях, переживаниях, то есть не хочет делиться чем-то и поддержать партнера.
Агрессор, который отказывается слушать своего партнера, отрицает его переживания, отказывается делиться своими мыслями и переживаниями, - прежде всего, нарушает главный неписаный закон отношений. Он проявляет замкнутость.
Замкнутость, молчаливость, сдержанность в проявлениях действует хуже слов и криков и является категорией вербальной агрессии. Иными словами, замкнутость – это такой способ поведения, когда все мысли, чувства, мечты и надежды человек оставляет при себе, а с партнером остается холоден, отстранен, стараясь проявлять себя как можно меньше.
Агрессор, как замкнутый человек, часто использует всяческие ширмы и оправдательные элементы для своего поведения, например, притворяется, что не слышит вас, или берет в руки какие-нибудь предметы и разглядывает их с интересом, в то время как вы пытаетесь поделиться с ним чем-то важным для вас, или продолжает смотреть телевизор. Если агрессор действует по принципу замкнутости, попросить слушать внимательно и участвовать в общении, он ответит:
«А о чем тут говорить?»
«А что ты хочешь от меня услышать?»
«Что я сделал? Я тебя слушаю.»
«Да нет, тебе это не будет интересно»
«Что ты спрашиваешь моего мнения? Ты все равно сделаешь так, как ты хочешь».
Такие ответы очень разочаровывают. И партнеру может показаться, что их отношения вполне нормальны, потому что по деловым вопросам спутник общается с вами. В то же время отношения становятся бессмысленными, потому что в них отсутствует душевная близость. Помимо общения по делу существует еще 2 типа общения. Вот три списка, которые иллюстрируют все три вида общения.
Общение по деловым вопросам:
Я сегодня приду поздно.
Список на столе.
Тебе помощь нужна?
Кто это здесь оставил?
Где мой молоток?
Свет не горит.
Бензин скоро кончится, нужно заправиться.
Общение – обмен мыслями:
Ну а ты что об этом думаешь?
Ты только послушай, что случилось со мной, когда я…
Я тут подумал…
Ты никогда не задумывался …?
А тебе что нравится…?
Как тебе показалось…?
Но больше всего мне понравилось…
Я чувствую…
Когда освободишься, давай поговорим?
Общение – ответ на обмен мыслями:
Я понял, что ты имеешь в виду.
Да, я понимаю тебя.
Интересно.
Я об этом даже не думал.
Вот это да!
Ну надо же! Я всегда думал, что…
Ты хочешь сказать, что…
О чем задумался?
Ты считаешь, что…?
2. Стремление возражать
Стремление возражать – это еще одна категория вербальной агрессии, именно этот способ очень часто избирают агрессоры. Поскольку агрессор живет в Реальности, он видит в партнере врага. Какое тогда жертва имеет право на свое мнение, если оно не совпадает с агрессором? Возражение – это самая разрушительная форма вербальной агрессии для взаимоотношений, потому что постоянное противоречие агрессора партнеру абсолютно не позволяет с ним общаться. Агрессор постоянно противоречит, возражает партнеру. Но при этом своей точки зрения не высказывает, а если он замкнут, то становится практически невидимкой.
Теории и модели профессионального стресса
В течение последних лет отмечается устойчивый интерес исследователей к изучению природы профессионального стресса. Развитие стресса в профессиональной деятельности является важнейшей проблемой. В обзорах литературы по этой проблеме показано, что ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, рабочая перегрузка и ...
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология выступила против бихевиоризма и психоанализа и сформулировала личностный подход как к исследованию, так и к практическому использованию психологических знаний в различных сферах жизни человека (в общении, обучении, межличностных отношениях, психотерапии). Одним из основателей гуманистической психологии являлся ...
Педагогическое общение
Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение - совокупность средств и ме ...