Экстренная
психологическая помощь в экстремальных ситуацияхСтраница 2
Проведение психотерапии и психопрофилактики осуществляют в двух направлениях. Первое со здоровой частью населения - в виде профилактики:
а) острых панических реакций;
б) отсроченных, "отставленных" нервно-психических нарушений.
Второе направление - психотерапия и психопрофилактика лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной "информационной терапии", целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.). "Информационная терапия" реализуется через систему звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие:
1) информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее;
2) находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т.к это одно из главных средств к их спасению;
3) необходимо оказывать себе самопомощь;
4) в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению обломков;
5) следует максимально экономить свои силы;
6) находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил;
7) дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе;
8) мысленно повторять фразу: "Я совершенно спокоен" 5 - 6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15-20, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, а также самодисциплины;
9) высвобождение из "плена" может занять больше времени, чем хочется потерпевшим. "Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь идет к вам".
Целью "информационной терапии" является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т.к известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего - амнезирующую терапию) в стационарных условиях.
Еще одной группой людей, к которым применяется психотерапия в условиях ЧС, являются родственники людей, находящихся под завалами, живыми и погибшими. Для них применим весь комплекс психотерапевтических мероприятий:
• поведенческие приемы и методы, направленные на снятие психоэмоционального возбуждения, тревоги, панических реакций;
• экзистенциальные техники и методы, направленные на принятие ситуации утраты, на устранение душевной боли и поиск ресурсных психологических возможностей.
Еще одна группа людей, к которым применяется психотерапия в зоне ЧС, это спасатели. Основной проблемой в подобных ситуациях является психологический стресс. Именно это обстоятельство значительно влияет на требования, предъявляемые к специалистам служб экстренной помощи. Специалисту необходимо владеть умением своевременно определять симптомы психологических проблем у себя и у своих товарищей, владеть эмпатическими способностями, умением организовать и провести занятия по психологической разгрузке, снятию стресса, эмоционального напряжения. Владение навыками психологической само- и взаимопомощи в условиях кризисных и экстремальных ситуаций имеет большое значение не только для предупреждения психической травматизации, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях.
В результате осуществления обширной исследовательской программы немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласогга (8) разработали ряд рекомендаций для психолога, другого специалиста или добровольца, работающих в экстремальной ситуации. Эти рекомендации полезны как психологам при непосредственной работе в местах массовых бедствий, так и для подготовки спасателей и сотрудников специальных служб (9).
Правила для сотрудников спасательных служб:
1. Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже принимаются меры по спасению.
Пострадавший должен чувствовать, что в создавшейся ситуации он не одинок. Подойдите к пострадавшему и скажите, например: "Я останусь с вами, пока не приедет „Скорая помощь". Пострадавший также должен быть проинформирован о том, что сейчас происходит: „Скорая помощь“ уже в пути".
Опросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов)
ФИО ребенка Возраст _
Дата заполнения _
Заполнил: родитель, психолог, педагог _
Подчеркните часто выраженные ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка. Добавьте те, которые не указаны.
Агрессивность
В мимике: сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки.
Физическая: ломает игрушки ...
Структура межличностных отношений в группах младших школьников.
Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений как детей младшего школьного возраста, так и не только их является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.
В детских группах могут быть выделены ф ...
Генотип, ген, аллель
До сих пор мы использовали широкое определение генотипа, а теперь обратимся к его узкому определению. В узком смысле генотип есть совокупность аллелей гена или группа генов, контролирующих развитие и проявление анализируемого признака у данного организма.
Ген (греч. genos — род, происхождение) представляет собой единицу генетического м ...