Личность во времени
Страница 4

Психология личности » Личность во времени

Существует, кроме того, четыре подкризиса, разрешение которых служит "для развития аутеничной генеративности" (Пекк). Во-первых, речь идет о развитии у человека уважения к мудрости, сменяющее примат физической храбрости. Во-вторых, важно чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации. В-третьих, необходимо противиться аффективному обеднению, связанному со смертью близких людей или с обособлением детей, и сохранять эмоциональную гибкость, способствующую аффективному обогащению в иных формах. Наконец, очень важно, чтобы человек старался сохранить как можно большую душевную гибкость и продолжать поиск новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и пребывать в некоей психической ригидности.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознание ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жить. заново.

Как указывает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиться в полной мере, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. первый из них заключается в переоценке5 собственного "Я" помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. Наконец, в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Определяют, кроме того, пять этапов в психических состояниях при приближении смерти.

Первая из них - отрицание. Слова: "Нет, не я!" - вполне нормальная реакция человека не объявление ему смертного приговора. Гнев, охватывающий больного при вопросе: "Почему именно я?", характеризует вторую стадию. Затем начинается стадия "торга": больной вступает в переговоры за продление своей жизни, обязуясь быть, например, примерным пациентом или послушным верующим. Затем приходит фаза депрессии, когда больной признает неотвратимость смерти, замыкается в себе и "прощается" со всем ему близким. И последней стадией является принятие смерти, когда человек смиренно ждет конца.

Смерь саму также разделяют. Жизнь уходит поэтапно - в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается.

Социальная смерть - умирающий старается изолироваться от общества, замкнуться в самом себе.

Психическая смерть - осознание человеком очевидного конца, угасание экстравертированного сознания.

Мозговая смерть - полное прекращение деятельности головного мозга.

Физиологическая смерть - угасание последних функций организма.

Страницы: 1 2 3 4 


Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников. Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие его психического здоровья
В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста [А.Д.Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.] устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семе ...

Отличительные качества современной женщины-руководителя
Женщина-руководитель не редкость в наши дни. Деловые качества, умение добиваться результатов, владение методами управления, уровень интеллекта присущи любому управляющему независимо от пола. Наиболее значимым качеством, на мой взгляд, является единство слова и дела. Именно деловой руководитель всегда верен взятым на себя обязательствам, ...

Развитие непроизвольной памяти
По соображению Р.С. Немова, у детей раннего дошкольного возраста домининирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят о ...