Общие проблемы эмоциональной устойчивости (ЭУ). Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость

Информация о психологии » Проблемы эмоциональной устойчивости у пилотов гражданской авиации » Общие проблемы эмоциональной устойчивости (ЭУ). Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость

Проблема психических состояний привлекает внимание уже много веков. Роль состояний в жизни человека отмечали еще ученые древности (Аристотель, Авиценна и др.). Особенно остро встал вопрос о необходимости профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний в XXI столетии.

Научно-техническая революция, наряду с великими прогрессивными преобразованиями в обществе породила ряд явлений, приведших к росту психических нагрузок. Это и убыстрение темпов жизни, и значительное увеличение интенсивности умственного труда, и связанная с ним гиподинамия, взрыв информации, урбанизация, обострившаяся экологическая проблема, небывалый рост числа дорожно-транспортных происшествий, увеличение количества природных катаклизмов и т.д. К этому следует добавить влияние последствий мировых и локальных войн и возросший масштаб военной угрозы для мира. В результате всего этого значимость нахождения путей оптимизации психического состояния человека намного увеличилась.

В наше время (особенно благодаря исследованиям Г. Селье) появилось огромное количество работ (десятки тысяч) по стрессу, большинство из которых направлено на изучение физиологических и психических компонентов психической напряженности. Проблема стресса заняла одно из ведущих мест во многих прикладных областях психологии, изучающих жизнедеятельность человека в экстремальных условиях (медицинская, инженерная, военная, авиационная, космическая, спортивная психология, психология искусства и т. д.)

Вместе с тем, несмотря на многочисленность исследований, посвященных этой проблеме, психические механизмы возникновения эмоционального стресса остаются малоизученными. Это оказывает отрицательное воздействие на выявление закономерностей управления психическим состоянием, что, в свою очередь, не позволяет психологам-практикам добиваться эффективных результатов в работе.

Пилот вместе со вторым пилотом управляют движением воздушного судна на всем протяжении полета, отвечая за его успешность и прибытие в конечный пункт точно по расписанию. Полет воздушного судна имеет несколько этапов: взлет, набор высоты, горизонтальный полет по маршруту, снижение и посадку. На всех этапах полет проходит под руководством диспетчера по управлению воздушным движением, с которым экипаж поддерживает радиосвязь на протяжении всего полета.

В настоящее время существует множество приборов, помогающих пилоту вести самолет: от автопилота, самостоятельно поддерживающего заданный самолету курс, до радиолокатора, позволяющего самолету садиться в условиях полной оптической невидимости земли. Пилот управляет всеми этими приборами, находящимися в пределах доступности в его кабине. В то же время он постоянно анализирует поступающую от приборов информацию, представляя в деталях состояние и работу систем и агрегатов, положение самолета в пространстве, мысленно предвосхищая поведение его систем и агрегатов. Деятельность пилота проходит в условиях постоянной напряжённости и готовности к немедленной реакции на возникшие нештатные ситуации.

Исследований, в которых делается попытка подойти к раскрытию психических механизмов напряженности, весьма мало. В ещё меньшей степени изучены механизмы эмоциональной устойчивости (ЭУ) и методы её повышения психическими средствами, в то время как именно от ЭУ в большой степени зависит психическое состояние человека. При низком уровне ЭУ человек больше страдает от того ущерба, который несут психические нагрузки и отрицательные эмоции его работоспособности, надежности деятельности, здоровью и просто мироощущению.


Экспериментально-психологические исследования в Великобритании в конце 19 века. Ф. Гальтон
С древнейших времен социальная практика заставляла человека выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого вопроса к его разработке при помощи экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной обла ...

Позиции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами
Своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя университета заключается в том, что возвращается истинный смысл назначения деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося. Помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный ...

Психологические учения нового времени. Р. Декарт, Б. Спиноза
Одним из самых значительных событий Нового времени стала философская система, разработанная крупнейшим мыслителем Р.Декартом (1596 – 1650). Отправным методологическим принципом Декарту служил вопрос о критерии достоверного знания. В качестве такого критерия философ выдвигает интуицию, как состояние умственной самоочевидности. Наличие с ...