Требования и методы повышения эмоциональной устойчивости пилотов гражданской авиации. Современное состояние подготовки пилотов
Страница 1

Информация о психологии » Проблемы эмоциональной устойчивости у пилотов гражданской авиации » Требования и методы повышения эмоциональной устойчивости пилотов гражданской авиации. Современное состояние подготовки пилотов

Профессиональная подготовка пилотов относится к числу тех компонентов авиационной системы, где скрывается большое количество опасных факторов, своевременное выявление которых составляет суть управления безопасностью полетов через совершенствование процесса обучения. В современных условиях данная задача становится особенно актуальной.

Наметившийся в отрасли подъём в связи с отсутствием соответствующих государственных программ характеризуется постоянным увеличением рисков.

Интенсивное развитие мировой гражданской авиации с постоянным увеличением объема пассажирских и грузовых перевозок (до 12% в год) сопровождается расширением существующих авиакомпаний и возникновением новых, развивающихся динамично. Это, в свою очередь, закономерно ведет к возрастанию потребности в высококвалифицированных летных кадрах.

При общей численности около 10 000 пилотов в РФ наблюдается естественный отток кадров (4-5% в год, что соответствует 400 пилотам) за счет списания с летной работы по возрасту, по состоянию здоровья и, что самое негативное, уход в иностранные авиакомпании. Ситуация усугубляется тем, что все высшие и средние летные учебные заведения России выпускают не более 200-250 пилотов в год. Следовательно, годовой мощности всех летных учебных заведений в РФ не достаточно для удовлетворения потребности даже одной авиакомпании ОАО «Аэрофлот», где ежегодная потребность составляет до 200 пилотов.[1]

Значительно упал престиж профессии пилотов. При этом требования к кандидатам на обучение не только не снизились, но даже несколько возросли. Прежде всего, это наблюдается из-за усложнения авиационной техники (появилось новое поколение компьютеризированных самолетов), интенсивности профессиональной деятельности, сокращения времени принятия решения и изменения динамики полёта.

Объём летной подготовки коммерческого пилота в России достигает примерно половины от международного стандарта (в соответствии с требованиями ИКАО). В результате слушатели не имеют опыта полетов на многодвигательном самолете (по причине его отсутствия в некоторых летных училищах), не отрабатывают действия при полете на несимметричной тяге, сбое в функционировании систем или при возникновении нештатной ситуации. Это приводит к отсутствию у пилотов навыков правильного взаимодействия и установления межличностных отношений (CRM), исключает умелое применение принципов управления в аварийной ситуации, ведения обмена информацией и т.д .

Второй серьезный недостаток связан с тем, что учебный процесс подготовки пилотов не обеспечен в должной мере современными программами и тренажёрами. Этот недостаток проявляется, как в отсутствии всего спектра необходимых тренажеров, так и в качестве решаемых на них задач. Имеющиеся в летных учебных заведениях комплексные и процедурные тренажёры физически и морально устарели и не соответствуют современным квалификационным требованиям. По мере оснащения учебных заведений новыми тренажёрами появится возможность значительно снизить налет на самолете при одновременном увеличении налета на имитаторе.

В контексте рассматриваемого вопроса, необходимо заметить, что стандартами ИКАО предусмотрена «Программа лётной подготовки для получения свидетельства пилота турбореактивного многодвигательного самолёта с экипажем, состоящим из двух пилотов» (Multi-crew Pilot License—MPL). Квалификационные требования к кандидатам на получение свидетельства MPL были приняты в ИКАО с 23 ноября 2006 года.

По этим требованиям в мире уже сейчас проводится первоначальная подготовка пилотов на самолётах типа В-737 и А-320, с минимальной продолжительностью летной тренировки на самолете (60 часов) и тренажере (180 часов), всего – 240 часов.

Страницы: 1 2


Развитие непроизвольной памяти
По соображению Р.С. Немова, у детей раннего дошкольного возраста домининирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят о ...

Старший школьный возраст и возрастная проблема профессионального самоопределения
Различные авторы предлагают разные периодизации развития человека, которые должен знать профконсультант не только для планирования жизненных перспектив консультируемого, ведь большинство людей проходят все эти этапы, но и для учета особенностей поведения человека, которые также зависят от того, на каком этапе развития он находится. В п ...

Необходимость изучения индивидуальности человека
Факт необходимости тщательного и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в ...