Основная часть. Общественная психологияСтраница 1
Общественная психология – это относительно самостоятельная, сформировавшаяся в ходе исторического развития общества система отражения объективной реальности людьми, связанными деловыми и личностными отношениями.
Общественная психология – это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.
Содержание общественной психологии многообразно. Обычно оно подразделяется на три группы социально-психологических явлений:
· психический склад определенной социальной группы (социальный характер, привычки, традиции);
· эмоциональные явления (настроения, социальные чувства и т. д.);
· социально-психологические явления непосредственно взаимодействующей группы (мода, слухи и т. д.).
Однако названные группы духовных явлений не исчерпывают содержания психологии.
Общественная психология, как массовое сознание, непременно включает в себя политические, правовые, нравственные и иные идеи и представления, но не в форме теорий, систем взглядов, как это имеет место в идеологии, а главным образом в форме убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношение к ней. Если в идеологии мы различаем идеи и взгляды, прежде всего, по их содержанию, то в общественной психологии имеем дело с убеждениями людей (целых групп классов), т. е. с тем, насколько идеи и взгляды, распространяемые в процессе идеологической работы среди масс, овладели сознанием последних, являются стимулами их поведения. При этом непременно учитывается и содержательная сторона идей и взглядов, но как бы в снятом виде; главное же внимание переносится на их усвоение, на то, стали ли они глубокими убеждениями или нет, как они проявляются в поступках, переживаются, закрепляются в привычках, традициях и т. д. Убеждения социальных групп, классов и других общностей составляют основное содержание общественной психологии.
Важнейшая особенность общественной психологии состоит в том, что она выражает состояние сознания социальных групп и их отношения к действительности. Под термином «состояние» подразумеваются не только собственно психические состояния (например, уверенность, установки), но и эмоционально-волевые процессы, свойства личности, устойчивые черты психического склада групп, общностей (например, коллективизм, традиции, взгляды и т. д.).
Как считает А. К. Уледов, процесс убеждения включает в себя не только логику, аргументацию, но и сомнения, чувства, отношения доверия или недоверия[1]. Пропаганда возможна только путем установления социально-психологических контактов, посредством механизмов, позволяющих преодолевать барьеры и внедрять идеологию в сознание людей, превращать знания в убеждения. Социально-психологические механизмы воздействия общественной психологии на человека общи, хотя влияние общественной психологии на идеологию, на взгляды людей осуществляется преимущественно с помощью механизмов внушения, а идеологии на общественную психологию – механизмов убеждения. В пропаганде необходимо учитывать диалектику психологии общества, коллектива и личности.
Все видные марксисты, будь то Антонио Лабриола или Август Бебель, Роза Люксембург или Г. В.Плеханов, пропагандируя и развивая исторический материализм, старались как можно конкретнее представить механизм, каким осуществляется закон: «общественное бытие определяет сознание». И поэтому все они с величайшим вниманием всматривались в нечто на первый взгляд неуловимое, но занимающее необходимое место в этом механизме – в общественную психологию.
Недооценка психологии приводит к вульгаризации учения о базисе и надстройке. Невозможно сколько-нибудь убедительно вывести из данного экономического состояния, царящие в данное время в головах людей философские, религиозные, эстетические течения и системы.
Г. В. Плеханов развил теорию, согласно которой посредствующим звеном между экономическим развитием и историей культуры в широком смысле являются обусловленные социально-экономическим развитием изменения в психологии людей. По мнению сторонников такого взгляда, идеи, культура – это сгусток общественной психологии. Г. В. Плеханов расчленяет всю социальную структуру общества на пять зависящих друг от друга элементов: «Данная степень развития производительных сил; взаимоотношения людей в процессе общественного производства, определяемые этой степенью развития; форма общества, выражающая эти отношения людей; определенное состояние духа и нравов, соответствующее этой форме общества; религия, философия, литература, искусство, соответствующие способностям, направлениям вкуса и склонностям, порождаемым этим состоянием»[2].
Теоретические основы социально-психологической напряженности.
Сущность, формы проявления и последствия социально- психологической
напряженности
Социальной напряженности в социально-трудовой сфере, как особому фенамину социологи начали уделять внимание сравнительно недавно. Отечественные исследователи постсоветского периода не были готовы к четким прогнозам и оценкам ситуации обострения социальной напряженности на предприятиях. В то же время познание социальной напряженности, ее ...
Проблемы развития
личности детей дошкольного возраста. Личность и ее развитие
Прежде чем установить взаимосвязь социальной среды и игровой деятельности ребенка, проанализируем такую сложную категорию, как личность и ее развитие.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется многогранность и сложность самого фен ...
Приемы предупреждения конфликтов
Для грамотного общения необходимы не только приемы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах. От умения правильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием б ...