Основная часть. Общественная психологияСтраница 2
Г. В. Плеханов настаивал, что без того звена, которое здесь названо «состояние духа и нравов», которое в других случаях он называет «преобладающее настроение чувств и умов», которое шире определяется как общественная психология, нельзя сделать ни шагу в научном изучении истории литературы, искусства, философии и т. п. Он писал: «Чтобы понять историю научной мысли или историю искусства в данной стране, недостаточно знать ее экономию. Надо от экономии уметь перейти к общественной психологии, без внимательного изучения и понимания которой невозможно материалистическое объяснение истории идеологий».
В другом месте Плеханов сформулировал эту мысль еще короче: «Все идеологии имеют один общий корень – психологию данной эпохи».
Психология всегда связана со сферой человеческих действий (в том числе с торможением и подавлением действий).
В. И. Ленин неоднократно подчеркивает рождение чувств, настроений, инстинктов, одним словом, психических состояний разных классов и масс, из их экономического состояния и коренных экономических интересов. Это – первый и глубочайший источник социально-психических явлений. Без экономических требований нечего идти с пропагандой в массу трудящихся[3].
Понятием «стихийность» Ленин передавал те черты в общественной психологии, которые в большей или меньшей мере тяготеют в сторону бессознательности, хоть и не совпадают с ней. Сюда, в «стихийность», попадают преимущественно две группы явлений:
1) задавленность людей, покорность их нищете и бесправию, привычка к угнетенному положению;
2) протест, возмущение, бунт, но обращенные лишь против непосредственного источника бедствий, носящие негативный характер, не освещенные общественной теорией.
Отношение Ленина к первой группе особенно отрицательно.
Вторая группа явлений стихийности привлекала огромное внимание Ленина как теоретика и практика революции. Ему было совершенно чуждо доктринерское отношение к стихийности. Напротив, он писал, «что стихийность движения есть признак его глубины в массах, прочности его корней, его неустранимости, это несомненно»; «стихийный элемент» представляет из себя, в сущности, не что иное, как зачаточную форму сознательности. И примитивные бунты выражали уже собой некоторое пробуждение сознательности: рабочие теряли исконную веру в незыблемость давящих их порядков, начинали… не скажу понимать, а чувствовать необходимость коллективного отпора, и решительно порывали с рабской покорностью перед начальством. Но это было все же гораздо более проявлением отчаяния и мести, чем борьбой».
Каждый человек в результате субъективного отражения объективной реальности формируется личностью со специфическими особенностями своей индивидуальной психологии. Даже в относительно одинаковых условиях люди одной социальной группы, одной микросреды различаются по своей психологии. Причиной тому – своеобразие отражений внешней и внутренней среды, специфические, индивидуальные условия существования.
Но вместе с тем, люди разные, но принадлежащие одной микро- и макросреде, одной социальной группе (вплоть до самой большой) имеют немало сходных, общих психических свойств и черт, отличающих их от лиц других социальных групп, от лиц, живущих в другой микро- и макросреде. Общие, более или менее, стабильные экономические, политические, культурные и другие социальные условия определяют классовые, национальные особенности людей, в совокупности своей составляющие общественную типологию.
Общественная психология, рассматриваемая как сложное социальное явление, охватывает области, «казалось бы, независимые друг от друга: эмоциональный слой общественного сознания, неконцептуальный уровень последнего вообще, элементы концептуального отражения бытия, привычки, психологический аспект развития и функционирования форм сознания, особенности психики различных социальных общностей, характерную для определенных условий духовную архитектонику личности ., психические явления, возникающие при непосредственном взаимодействии совокупности людей в некоторых ситуациях», - так писали в своей книге советские социальные ученые, работавшие в Прибалтике[4]. И предлагали для ее исследования системно-структурный подход как наиболее плодотворный для такого сложного образования.
Нечто подобное утверждал и И. Т. Левыкин, который писал, что «изучение социальной психологии как системы требует применения структурно-функционального анализа»[5].
Рассматривая психологию класса, называемого крестьянством, И. Т. Левыкин излагал некую систему, имеющую свою структуру. Он предлагал многопрофильную модель психологии крестьянства, состоящую из психологии реальных коллективов, психологии условных социально-психологических групп, психологии подгрупп и психологии личности. В те годы такой подход, несомненно, был интересным и многообещающим. Но совершенно очевидны были и его слабости. Слишком неопределенными оказывались основания для структуризации феномена.
Предмет и задачи истории психологии
Предмет истории психологии
– изучение становления представления о психической реальности на разных этапах развития научного знания. История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии предмет изучения. История науки – особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает.
Сл ...
Модальность этнических конфликтов
Этнопсихолог Г.У. Солдатова выделила три фазы межэтнической напряженности: латентную, фрустрационную, конфликтную
Латентная фаза напряженности — это в целом нормальный психологический фон не только этноконтактных, но и любых других ситуаций, связанных с элементами новизны или неожиданности, например, ситуации знакомства, узнавания чело ...
Внутриличностные методы
Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая психологической защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы [1] предлагают использовать “Я - высказывание”, т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету ...