Управление конфликтными ситуациями в организациях
Страница 1

Модель ведения переговоров, предложенная нидерландским консультантом В. Мастенбруком, разрабатывалась им в течение 10 лет и отражает общую тенденцию 70—80-х годов — поиск новых технологий урегулирования конфликтов в организациях. В данном случае речь идет о требованиях и успешной деятельности консультанта, привлеченного к разрешению конфликта. Главный акцент автор делает на процедурном подходе, который обеспечивает более конкретный базис для осуществления вмешательств, соответствующих четырем типам проблемных областей: деловым («инструментальным») отношениям, социо-эмо-циональным, отношениям при ведении переговоров о распределении ресурсов, силовым отношениям.

В процессе консультационной деятельности в конфликтных ситуациях было выработано большое количество практических идей, которые явно содействуют успеху вмешательств. Директивные указания разработаны для следующих ситуаций:

· конфликты между работодателями и служащими

· конфликты между государствами

· конфликты между подразделениями крупных организаций

· межличностные конфликты

· межрасовые конфликты

Deutsch (1973) привел перечень общих функций консультанта при различных вмешательствах:

· прояснение сущности спора;

· создание благоприятных условий для осуществления попыток преодолеть и разрешить спорные вопросы;

· улучшение коммуникации;

· формулирование различных правил управления конфликтом;

· оказание помощи в нахождении альтернативных решений;

· оказание помощи в «продаже» решения.

Это можно рассматривать как директивные указания для вмешательств, однако довольно смутные и неопределенные. Walton (1969) разработал более конкретные предложения для поддержания продуктивной конфронтации:

· определение у сторон стремления позитивно разрешить конфликтную ситуацию;

· поддержка и сохранение в равновесии силовых отношений, сложившихся в данной ситуации;

· координация заседаний, посвященных урегулированию конфронтации, например согласование с обеими сторонами времени и места их проведения; при этом инициатива должна исходить от консультанта, а не от сторон, вовлеченных в конфликт;

· чередование дифференциации и интеграции; успешная интеграция (решение проблемы) возможна только после тщательной дифференциации — исследования конкретных жалоб и мнений обеих сторон;

· обеспечение условий, способствующих развитию открытости;

· обеспечение надежной коммуникации;

· обеспечение оптимального напряжения в ситуации конфронтации.

Ниже приводится стратегия эффективного вмешательства, осуществляемого консультантом, в форме нескольких постулатов, то есть основных условий урегулирования конфликта. Мы можем рассматривать их как своеобразные пункты, где должны определяться и приниматься существенные решения — о целесообразности вмешательств, их видах и др.

1. Завоевание авторитета

Стороны должны стремиться к позитивному разрешению конфликта и действовать соответствующим образом с помощью консультанта. Поэтому для консультанта очень важно установить хорошие взаимоотношения с обеими сторонами, не отдавая предпочтения ни одной из них, поскольку в таком случае его деятельность не будет эффективной.

Консультант должен:

· установить контакты на ранней стадии с обеими сторонами;

· разъяснять свои намерения относительно данной конфликтной ситуации;

Страницы: 1 2 3 4


Факторы, влияющие на формирование навыка
Эффективность научения или, точнее, выработки навыка в результате упражнений определяется многими факторами, среди которых: правильное распределение упражнений по времени, понимание, осмысление обучающимся принципа, основного плана выполнения действий, знание результатов выполненного действия, влияние ранее усвоенных знаний и выработанн ...

Сравнительная характеристика групп, выделенных по основанию должностных обязанностей
Результаты, полученные в данных группах, также свидетельствуют о наличии различий у сотрудников по всем методикам. Общие показатели групп характеризуются следующими данными: 1.Группа сотрудников, исполняющих обязанности охранников: а) нервно – психическая устойчивость соответствует норме у 87,5 % сотрудников, у 12,5 % имеют место отк ...

Структура взаимоотношений в подразделениях
Структура взаимоотношений в подразделениях изложена в результатах исследования подразделений фирмы. Были рассчитаны социометрические индексы, характеризующие социально-психологические особенности подразделения: индекс сплоченности, индекс связанности, индекс интегративности. (Приложение Индексы социометр.) Следует отметить, что все ...