Теоретическое рассмотрение проблемы гиперактивности в психологической науке. Определение гиперактивности
Страница 2

Информация о психологии » Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми » Теоретическое рассмотрение проблемы гиперактивности в психологической науке. Определение гиперактивности

· Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо.

· Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.

· Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.

· Часто бывает болтливым.

Импульсивность

· Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

· У него часто меняется настроение.

· Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

· Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.

· Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.

· Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

· Совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

· Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.

Невнимательность

· Не способен удерживать внимание на деталях, в связи с этим, допускает много различных ошибок при выполнении заданий.

· С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

· Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

· Часто не может придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

· Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

· Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.

· Бывает, что теряет вещи, необходимые в школе и дома.

· Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

· Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Однако, вследствие характерной симптоматики, гиперактивности дети испытывают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, что приводит к формированию низкой самооценки, высокой степени тревожности.

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. С появлением интеллектуальных нагрузок, норм и требований возникают трудности в учебе. Чрезмерная двигательная активность и невозможность сосредотачиваться длительное время на выполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже в первые месяцы обучения. В отличие от дошкольной среды школьная среда выстраивает для ребенка ряд важных требований, ограничений и в то же время показывает ожидания социума – требует усидчивости, сосредоточенности, умения планировать, регулировать и контролировать свою деятельность, действовать по образцу, что трудно достижимо при гиперактивности.

Исследуя возрастную динамику этого синдрома, можно говорить, что его проявления естественным образом уменьшаются с возрастом и к 13-15 годам почти исчезают. В поведении остается фрагментарно появляющаяся импульсивность, усиливающаяся в ситуациях утомления, по мере снижения адаптационных ресурсов ребенка. В остальном, при благоприятном характере развития, формируются возможности самоконтроля и регуляции поведения. Однако во многом характер отношения к гиперактивному ребенку, особенно значимых взрослых (родителей, педагогов) до момента естественного уменьшения симптомов гиперактивности определяет, какой будет самооценка ребенка, будет он самостоятельным, инициативным, творческим человеком или сформируется низкая самооценка и, как следствие, тревожность, неуверенность в собственных силах. Важно, чтобы условия, в которых существуют такой ребенок, были чувствительны к нему, учитывали объективные возможности ребенка и способствовали раскрытия его потенциалов.

Страницы: 1 2 3


Полная информация о понятии Рецессивность
Согласно общепринятому определению, Рецессивность (от лат. recessus - отступление, удаление), одна из форм фенотипического проявления генов. При скрещивании особей, различающихся по определённому признаку, Г. Мендель обнаружил, что у гибридов первого поколения один из родительских признаков исчезает (рецессивный), а другой проявляется ( ...

Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Проблемы психологии эмоций были и остаются предметом больших споров при попытках осмыслить их в психологической теории (Л.С. Выготский, 1958; Н.В. Витт, 1964; В.К. Вилюнас, 1979; А. Е. Ольшанникова, 1983; Л.Я. Дорфман, 1997). Научные дискуссии в этой области ведутся по широкому кругу вопросов, начиная с того, ...

Факторы, определяющие состояние СПК
Важнейшей проблемой в изучении социально - психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров.[52] На него оказывают вли ...