Основное задание
Страница 1

1-я задача. Предъявляется тогда, когда закрывается таблица и ребенку даются в руки карточки. (Можно еще раз повторить инструкцию: «Разложи их на три группы».) После этого в течение 30 с в протоколе производится регистрация действий ребенка.

Примечание. Как показывает опыт, многие дети начинают раскладку не по признаку цвета (на 3 группы), а по признаку формы (на 4 группы). В таких случаях детей не поправляют, а задача раскладки «на 3 группы» становится второй. Если же экспериментатор должен приступить к обучению, то он начинает всегда с выделения признака цвета, что является более легким.

Если в это время ребенок сидит неподвижно или, наоборот, действует чрезмерно поспешно и хаотично, экспериментатор может оказать помощь в виде «организующего урока»: «Выложи несколько карточек на стол» или «Не спеши, выкладывай аккуратнее, по одной». В протоколе это следует отметить.

Экспериментатор выжидает 30 с. и, если правильная раскладка не начата, дает 1-й урок. Каждый последующий урок дается только в том случае, если ребенок не начинает самостоятельно правильно действовать по прошествии 30 с.

1-й урок. Экспериментатор отбирает из лежащих на столе карточек две, которые отличаются только одним признаком (например, большой зеленый треугольник и большой красный треугольник), и спрашивает: «Чем отличаются эти карточки, чем они не похожи?» Если ребенок сам не доканчивает мысль, экспериментатор говорит: «Они различны по цвету». Это и есть содержание 1-го урока - указание на один различительный признак.

После этого в протоколе фиксируются высказывания и дальнейшие действия ребенка (30 с). Если правильная раскладка не начата, дается 2-й урок.

2-й урок. Из лежащих на столе карточек выбирается третья, сходная с одной из двух первых по цвету (например, большой красный ромб). Экспериментатор предъявляет ее ребенку и одновременно спрашивает: «Куда мы положим эту карточку - сюда или сюда?» Если ребенок не может уловить мысль, он продолжает: «Мы положим ее сюда, к красному, потому что она тоже красная». Это и есть содержание 2-го урока - указание на сходство двух карточек по цвету.

После этого производится протоколирование дальнейших высказываний и действий ребенка (30 с).

3-й урок. Экспериментатор добавляет карточку желтого цвета и говорит. «Сюда будем класть все красные, сюда - зеленые, а сюда - желтые». Это содержание З-го урока - прямой, наглядный показ того, как надо действовать. После этого производится, как и выше, протоколирование.

4, 5, 6-й и последующие уроки обозначаются как укладка каждой последующей карточки, производимая самим экспериментатором с соответствующими словесными пояснениями. В протоколе фиксируются номер урока и дальнейшие действия ребенка.

По окончании раскладки отмечается затраченное на это общее время. Необходимо, чтобы ребенок дал словесный отчет о проделанной работе в виде завершающей словесной формулировки. Если он не сможет этого сделать, экспериментатор обязательно дает эту формулировку сам: «Значит, мы разложили карточки по цвету на зеленые, красные и желтые». В протоколе фиксируются высказывания ребенка.

2-я задача. Карточки собираются, перемешиваются и вновь предъявляются вместе с инструкцией: «А теперь разложи их по-другому: тоже подходящие с подходящими, но уже на 4 группы». Затем в течение 30 с производится протоколирование самостоятельных поисков и оказываемой экспериментатором помощи в виде «организующего урока» (см. выше). Если в это время ребенок делает попытки использовать предыдущий признак, то это характеризуется как «проявление инертности».

1-й урок. Экспериментатор отбирает две карточки, отличающиеся по одному признаку (например, большой зеленый круг и большой зеленый квадрат) - форме. Затем предъявляет их ребенку со словами: «Чем они отличаются?» После паузы: «Одна - квадрат (кубик), а другая - кружок». После этого производится протоколирование действий ребенка (30 с).

2-й урок. Экспериментатор выбирает третью карточку, сходную с одной из первых двух по форме (например, большой желтый квадрат), и предъявляет ее ребенку со словами: «Эту карточку куда надо положить - сюда илй сюда?» После паузы: «Положим ее к этому квадрату, потому что она тоже квадрат (кубик)». Протоколирование - 30 с.

3-й урок. Экспериментатор добавляет еще две карточки других форм и говорит: «Будем собирать по форме - все круги вместе, все квадраты, треугольники, ромбы («конфетки»)». Протоколирование действий ребенка - 30 с.

4, 5, 6-й уроки обозначаются как укладка каждой последующей карточки с соответствующими словесными пояснениями, производимая при необходимости самим экспериментатором. Протоколируются номер урока и дальнейшие действия ребенка.

По окончании раскладки отмечается затраченное на это общее время.

Словесный отчет ребенка о проделанной работе фиксируется в протоколе в виде завершающей словесной формулировки. Если ребенок этого сделать не может, экспериментатор должен дать ее сам: «Мы разложили карточки на 4 группы по форме - круги, квадраты, ромбы, треугольники». В протоколе фиксируются слова ребенка.

Страницы: 1 2


Особенности исследования конфликтного этапа развития коллектива. Оценка конфликтной ситуации и характера поведения
Исследования проводились в коллективе учащихся 10-го класса спецшколы-интерната. В них принимали участие 30 человек. Специфика коллектива заключается в том, что 22 человека совместно обучаются с 1-го класса; 8 ранее обучались совместно в другом классе той же школы. Влившиеся в коллектив 8 учащихся держаться несколько обособленно, больш ...

Аналитическая психология. Основные положения
Как известно, глубинная психология есть общее название для обозначения психологических направлений, выдвигающих идею о зависимости психики от сознания и стремящихся обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Условно глубинную психологию разделяют на классическую и современную. Клас ...

База знаний для экспертной системы электрофизиологической диагностики
В целом, экспертные системы представляют собой интеллектуальные программы, способные делать выводы на основании знаний в конкретной предметной области и обеспечивающие решение специфических задач на профессиональном уровне. В настоящее время появилась тенденция и необходимость к созданию экспертных систем для качественных и нестандартиз ...