Экспериментальное исследование застечивости подростков. Анализ результатов. Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте

Информация о психологии » Проблема застенчивости в подростковом возрасте » Экспериментальное исследование застечивости подростков. Анализ результатов. Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте

Застенчивость – явление очень распространенное, особенно в подростковом возрасте. Это связано с физиологическим изменениями, происходящими в этом возрасте, особенностями формирования личности, становления «Я-концепции», динамики самооценки.

По мнению многих исследователей в подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается у девочек нежели у мальчиков. Так например, Зимбардо приводит данные, которые свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте застенчивости подвержены больше девочки, чем мальчики. Среди учеников четвертых-шестых классов количество тех, кто в настоящий момент является застенчивым, составляет 42%. Мальчики и девочки склонны оценивать себя примерно одинаково. А вот среди учащихся седьмых и восьмых классов этот показатель возрастает до 54%, преимущественно за счет девочек.

Цель нашего исследования установить кому больше свойственна застенчивость в подростковом возрасте: девочкам или мальчикам, а так же изучение особенностей протекания этого явления у подростков обоих полов.

Для изучения застенчивости в подростковом возрасте была выбрана Стенфордский опросник застенчивости. Методика приведена в книге: Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб: Питер Пресс, 1996. Экспериментальную выборку составили учащиеся 8-9 классов средних школ города Калуги.

Экспериментальная выборка составила 48 человек: 26 девочек и 22 мальчика.

Опросник состоит из 44 вопросов, с определенными вариантами ответов. Опросник состоит из таких вопросов как, «считаете ли вы себя застенчивым человеком?», «всегда ли вы были такими?», «был такой период, когда вы считали себя застенчивым?», «насколько сильна ваша застенчивость?», «какие причины вашей застенчивости?», «в каких ситуациях проявляется застенчивость?», «какие физиологические реакции характерны для вас?», «какие люди влияют на вашу застенчивость в большей степени» и др.[приложение 1]

Вопросы данной методики дают возможность наиболее полно изучить проявление застенчивости девочек и мальчиков, типы людей, вызывающие застенчивость у подростков, причины застенчивости.


Личность как «система мотивов»
Мотив – это мысли, стремления, чувства человека, связанные с сознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. А вот, мотивацией называют процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих и направляющих, т. е определяющих поведение. В психологии существует несколько в ...

Общая характеристика группы
Независимо от типа группы, того, в какой организации она сформирована и функционирует, а также того, кто конкретно входит в группу, можно указать на некоторые общие моменты и факторы, характеризующие построение группы, ее структуру и процесс функционирования группы в ее окружении. Жизнь группы, ее функционирование находится под влияние ...

Характерные черты больных
В клинической литературе перечисляются различные черты молодых алкоголиков. В наблюдениях Маскау (1961) в качестве характерных черт личности пациентов были отмечены: возбудимость, агрессивность, импульсивность, депрессивные реакции; сексуальные извращения и др. Zakevich (1963) считает, что характерологические расстройства у несовершенно ...