Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе. Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов
Страница 1

Информация о психологии » Внутриличностный конфликт студентов-психологов, обучающихся в ВУЗе » Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе. Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов

Современные отечественные исследователи считают, что для будущего психолога вхождение в психологию как в область профессиональной деятельности происходит на фоне развивающихся и сменяющих друг друга внутриличностных конфликтов.

Исследование внутриличностных конфликтов студентов-психологов в процессе обучения в вузе предполагает рассмотрение сущности психологической профессии и анализ трудностей личностного характера, с которыми сталкивается будущий психолог в процессе своей профессионализации в учебном процессе. www.nexttransport.ru

Профессиональная деятельность психолога по своей сути всегда является взаимодействием, обязательным компонентом которого становится познание в системе «субъект-субъект» [2]. Познаваемой сферой для психолога является другой человек как субъект, поэтому вся его деятельность по существу диалогична.

Особые требования психологическая профессия предъявляет и к интеллектуальным параметрам личности специалиста, который в своей практике сталкивается с широким кругом феноменов, выходящих за рамки общенаучной логики.

Другая важная особенность профессии психолога состоит в специфике ее инструментальной основы, которую составляет личность профессионала. Это означает, что профессиональный рост психолога неразделим с духовным и личностным ростом. Профессиональный и личностный рост в значительной мере связан и с особенностями профессионального самосознания, среди наиболее важных характеристик которого выделяются дивергентность, интуитивность, диалогичность, феноменальность, креативность, гуманитарность, универсальность и т.д. [15].

Для будущего психолога вхождение в психологию как в область профессиональной деятельности происходит на фоне развивающихся и сменяющих друг друга внутриличностных конфликтов.

В период обучения в вузе актуализируются внутриличностные конфликты профессионального самоопределения, характерные для стадий оптации, профессиональной подготовки и профадаптации. Сторонами этих конфликтов являются различные составляющие структуры личности и они обусловлены следующими факторами [7]:

1) рассогласованием составляющих направленности: противоречиями между социально-профессиональными экспектациями и профессиональной действительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами (стремление к власти, подчинению) и ценностными ориентациями и др.;

2) несовпадением характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении квалификации и недостаточной профессиональной активностью, между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию, между отсутствием перспектив карьеры и уровнем профессиональной компетентности и др.

Первый фактор выражается в том, что психология как вид профессиональной деятельности привлекает к себе абитуриентов не столько возможностью получения определенного социального статуса, сколько тем, что психологические знания имеют большую практическую и субъективную значимость для человека.

Л.А. Григорович отмечает, что психология обладает особой притягательностью, так как дает реальную возможность тем, кто ее изучает, «примерить на себя» законы и закономерности личностного роста, человеческого общения, дает ответы на интересующие каждого человека вопросы «какой Я?», «какие другие?», т.е. имеет выраженный прикладной характер [6].

В работах А.И. Донцова, Г.М. Белокрыловой, И.В. Вачкова, И.Б. Гриншпуна, Н.С. Пряжникова и других исследователей показано, что одним из ведущих мотивов выбора психологической профессии является мотив самопознания [4]. Выбирая профессию психолога, многие абитуриенты основываются на всевозможных мифах, порожденных слухами, телепередачами, художественными фильмами. К этим мифам можно отнести следующие обыденные представления о психологии как науке и о психологах.

Психология – наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой – человек, «видящий людей насквозь».

Психолог – человек, от природы наделённый особыми способностями к общению с другими и пониманию других.

Психолог – человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).

Страницы: 1 2 3


Этапы формирования игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет ...

Личность как «самосознание»
В психологической науке принято следующее определение самосознания: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определённый образ «Я» (Кон И.С. Открытие «Я».-М., 1987). Образ «Я» - это не просто ...

Гуманистическая психология
Гуманистическая психология выступила против бихевиоризма и психоанализа и сформулировала личностный подход как к исследованию, так и к практическому использованию психологических знаний в различных сферах жизни человека (в общении, обучении, межличностных отношениях, психотерапии). Одним из основателей гуманистической психологии являлся ...