ЗаключениеСтраница 1
В данной курсовой работе производилось исследование психологической проблемы застенчивости у детей-подростков.
В исследовательской работе была произведена характеристика возрастных особенностей подросткового возраста, выявлены "правила" воспитания школьников, охарактеризованы общие причины появления у подростков застенчивого поведения. В рамках данной работы были охарактеризованы понятия застенчивости с точки зрения психоанализа, психологии, социологии и др. течений исследования проблемы человека, на основании которых было выделено определение застенчивости как черты характера, проявляющейся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания застенчивых детей, были выявлены критерии застенчивости детей подросткового возраста.
Для решения проблемы застенчивости детей было произведено обобщение всех известных методов ликвидации застенчивости у детей школьного возраста. Роль взрослых в процессе воспитания застенчивых детей.
В ходе практической работы с детьми, обучающимися в школе, был выявлен общий процент застенчивых детей по определённым критериям застенчивости путём применения методики: Стенфордский опросник застенчивости.
Результаты опроса показали – в исследуемом классе доля застенчивых детей составляет около 39%, при этом родители и учитель, непосредственно контактирующий с учениками, не придают застенчивости детей должного внимания; напротив, считают застенчивость проявлением хорошего воспитания ребёнка.
В данной курсовой работе были выработаны рекомендации учителю и родителям по воспитанию застенчивых детей.
Исходя из результатов исследования, были сделаны следующие выводы:
подготовку к общению надо понимать как формирование у подростков интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовности;
обучение общению школьников, испытывающие особые трудности в этой сфере, должно осуществляться с помощью более глубокого ознакомления их с теорией общения, анализа трудностей в общении и выявления их причин;
организовывать специальные групповые занятия по раскрепощению детей с использованием игровых приемов, круглых столов, где бы шел обмен информацией между учащимися;
учить детей-подростков создавать ситуацию общения с конкретными детьми;
учить детей входить в наличествующую ситуацию общения, находить темы для общения в каждом из названных случаев;
создавать ситуацию успеха, постоянно хвалить, подбадривать учеников.
И рекомендации родителям по совершенствованию процесса воспитания общительности у застенчивых детей:
не ставить ярлыков на ребёнка (не надо обращать внимание на застенчивость ребёнка);
интересоваться его чувствами;
организовывать встречи ребенка, не являющиеся источником беспокойства;
родителям проявлять общественную активность;
поощрять ребенка, чтобы он разговаривал дома;
следовать за ребенком, не заставлять ребенка попадать в неудобные ситуации;
добавить остроту разнообразия;
заручиться поддержкой учителя;
проводить генеральные репетиции незнакомых ситуаций;
оставаться во всех случаях спокойным, уравновешенным и невозмутимым;
делиться своим опытом с ребёнком;
не требовать от ребёнка совершенства.
Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что данная курсовая работа доказала актуальность поставленной проблемы, в ней были разработаны важные методические рекомендации по воспитанию общительности у застенчивых детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Стэнфордский опросник застенчивости
Методика приведена в книге: Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб: Питер Пресс, 1996.
Инструкция. Перед вами опросник. Заполните его в быстром темпе, а затем еще раз вдумчиво прочитайте, чтобы понять, насколько застенчивость действительно определяет вашу жизнь.
1. Считаете ли вы себя застенчивым человеком?
1 — да, 2 — нет.
2. Если да, то всегда ли вы были таким (т. е. были застенчивы прежде и остаетесь теперь)?
1 — да, 2 — нет.
3. Если на первый вопрос вы ответили отрицательно, то было ли такое время в вашей жизни, когда вы были застенчивы?
1 — да, 2 — нет.
Если нет, то далее можно не отвечать. Спасибо.
Если вы ответили «да» хотя бы на один из трех вопросов, продолжайте дальше.
4. Когда вами владеет застенчивость, насколько она сильна?
1 — чрезвычайно сильна;
2 — очень сильна;
3 — весьма сильна;
4 — умеренно сильна;
5 — это нечто вроде смущения;
6 — мною владеет лишь легкое смущение.
5. Как часто вы испытываете (испытывали) ощущение застенчивости?
1 — каждый день;
2 — почти каждый день;
3 — часто, почти через день;
4 — один или два раза в неделю;
Психологическое значение игры
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое теч ...
Афазии и их классификация
Афазии (R47.0) - речевые расстройства при локальных поражениях левого полушария и сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающего членораздельное произношение, при сохранности элементарных форм слуха. Их надо отличать от: дизартрий (R47.1) - нарушений произношения без расстройства восприятия речи на слух (при поврежденных артику ...
Толерантность как способ разрешения и предупреждения конфликтов
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от доминирования и насилия.
Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. При этом толерантность не является отношением безра ...