ЗаключениеСтраница 3
• пожилые люди;
• дети (значительно младше меня);
• группа представителей другого пола;
• группа представителей моего пола;
• представитель другого пола один на один;
• представитель моего пола один на один.
36. Теперь вернитесь к предыдущему вопросу и отметьте, возникала ли у вас на протяжении последнего месяца застенчивость при встрече с этими категориями людей:
0 — нет, но прежде бывало;
1 — да, в значительной степени;
2 — да, в немалой степени;
3 — вообще да;
4 — лишь слегка.
37-40. Реакции, связанные с застенчивостью.
37. На основании чего вы заключаете, что испытываете застенчивость?
1 — на основании мыслей, переживаний и тому подобных внутренних симптомов;
2 — на основании своих действий в данной ситуации;
3 — на основании как внутренних ощущений, так и внешних реакций.
38. Если вы испытываете или испытывали застенчивость, какие из физических реакций характерны для этого состояния? Поставьте 0 против тех, которые не существенны, остальные проранжируйте от 1 (наиболее типичные, часто возникающие, сильные) и выше (2 — менее частые и сильные и т. д.).
Физические реакции:
• покраснение лица;
• учащение пульса;
• урчание в животе;
• звон в ушах;
• сильное сердцебиение;
• сухость во рту;
• дрожание рук;
• повышенная потливость;
• слабость;
• другое (укажите, что именно)
39. Какие особые мысли и чувства характерны для вашего переживания застенчивости? Поставьте 0 против тех, которые вам не свойственны остальные проранжируйте от 1 (наиболее типичные, частые и сильные) и выше (менее типичные). Одним и тем же баллом можно отметить несколько пунктов.
Мысли и чувства:
• положительные мысли (например, удовлетворенность собой);
• никаких особых мыслей (например, пустые грезы, размышления «ни о чем»);
• самососредоточенность (например, крайняя озабоченность собственной персоной, каждым своим шагом);
• мысли, сконцентрированные на неприятных сторонах ситуации (например, мысль о том, что мое положение ужасно, что хотелось бы оказаться вне его);
• мысли, ориентрованные на отвлечение (например, о чем-то другом, чем можно было бы заняться, о том, что неприятная ситуация скоро кончится);
• негативные мысли о себе (например, что я глупый);
• мысли о том, как меня оценивают окружающие, что они обо мне думают;
• мысли о своем поведении (какое впечатление я произвожу и как его улучшить);
• мысли о застенчивости вообще (например, о том, насколько распространена застенчивость и каковы ее последствия); другое, а именно
40. Если вы испытываете или испытывали застенчивость, то в каких внешних действиях это проявляется, так что окружающие могут понять, что вы застенчивы? Поставьте 0 против тех действий, которые вам не свойственны, а остальные проранжируйте от 1 и выше как в предыдущих случаях. Одним и тем же баллом можно отметить несколько пунктов.
Действия:
• я говорю очень тихо;
• избегаю людей;
• не способен смотреть в глаза;
• я молчу (не могу говорить);
• заикаюсь;
• болтаю чепуху;
• замираю;
• избегаю что-либо делать;
• стараюсь скрыться;
• другое, а именно
Последствия застенчивости
41. Каковы негативные последствия застенчивости? (Отметьте то, что касается вас.)
• Никаких.
• Возникают социальные проблемы; трудно знакомиться с людьми и заводить друзей, наслаждаться общением.
• Возникают отрицательные эмоции — ощущение изоляции, одиночества, депрессия.
• Застенчивость препятствует тому, чтобы другие меня положительно оценили (например, из-за застенчивости мои достижения остаются незамеченными).
• Затруднительно добиваться своего, выражать собственное мнение, использовать предоставляющиеся возможности.
• Моя застенчивость побуждает других негативно меня оценивать (например, меня несправедливо считают недружелюбным, высокомерным).
• Возникают трудности во взаимопонимании (например, на людях я не могу ясно мыслить и выражать свои чувства).
Застенчивость провоцирует чрезмерное углубление в себя.
42. Каковы положительные последствия застенчивости? (Отметьте то, что касается вас.)
• Никаких.
• Появляется возможность производить впечатление скромного человека, погруженного в себя.
• Позволяет избегать конфликтов.
• Удобная форма самозащиты.
• Появляется возможность смотреть на других со стороны, вести себя взвешенно и разумно.
• Исключаются негативные оценки со стороны других (например, застенчивого не считают навязчивым, агрессивным, претенциозным).
• Позволяет выбрать среди вероятных партнеров по общению тех, кто мне более симпатичен.
• Удается уединиться и насладиться одиночеством.
• В межличностных отношениях застенчивость удерживает от того, чтобы унизить или обидеть другого человека.
43. Считаете ли вы, что вашу застенчивость можно преодолеть?
1 — да, 2 — нет, 3 — не уверен.
Сферы применения западных моделей СПТ в России
Изначально активные групповые методы обучения развивались в сфере медицины, прежде всего в психотерапевтической практике. Сейчас методы социально-психологического тренинга получили широкое распространение вне медицинской практики.
Выделим две области активного применения СПТ:
1. В рамках институтов социальных служб:
в службах ...
Функции сказки
Развивающие функции сказок в развитии детей широки и неотделимы друг от друга. Н.Короткова считает, что "лишь условно их можно разделить на познавательно – нравственную и эстетическую". К познавательно – нравственной функции она относит развитие и активизацию воображения, образного мышления, расширение представлений о мире, ос ...
Полная информация о понятии Доминантность
Согласно общепринятому определению, Доминантность (см. Дом), доминирование, форма взаимоотношений парных (аллельных) наследственных задатков - генов, при которой один из них подавляет действие др. Первый называют доминантной аллелью и обозначают прописной буквой (например, А), второй - рецессивной аллелью и обозначают строчной (а). Поня ...