Психодиагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков. Методики диагностики агрессивности у детей и подростковСтраница 1
Агрессивное поведение детей и подростков легко выявляется при помощи наблюдения. Но для подтверждения результатов наблюдения психологи применяют специальные методики диагностики агрессивности. Рассмотрим основные из них, которые применимы к детям и подросткам.
Опросник Басса-Дарки
В диагностике качественного своеобразия проявлений агрессии у подростков возможно применять опросник Басса – Дарки.
Создавая опросник, авторы исходили из положения о том, что агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:
– мотивационная агрессия, как самоценность
– инструментальная, как средство
При этом авторы подразумевали, что и тот и другой вид агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).
Опросник Басса - Дарки направлен на выявление присущих личности деструктивных тенденций. По мнению авторов, определив их уровень можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Бассе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия
– использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия
– агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение
– готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм
– оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида
– зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность
– в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия
– выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины
– выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". При составлении опросника авторами использовались принципы:
1.
Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2.
Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам, а так же вычисляется индекс враждебности и индекс агрессивности.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4.
Нормой враждебности – 6,5-7 плюс-минус
3.
При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Методика
Hend
-
test
Hend-test – это проективная методика исследования агрессивного поведения личности. Ее возможно использовать в диагностике детей и подростков. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения.
Стимульный материал теста составляют 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.
Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям:
1. агрессия
- рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет;
2. указания
- рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми;
3. страх
- рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе;
4. привязанность
- рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям;
5. коммуникация
«Узелковый период» Кризис старости.
В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возмо ...
Результаты корреляционного и регрессионного
анализов
Таблица 1. Взаимосвязи между социальным капиталом различных институтов и экономико-психологическими характеристиками личности
№
Переменные
R
1
субъективная оценка степени значимости денег/социальный капитал международных организаций
0,301*
2
деловая активность/социальный капитал армии
-0,301*
3
с ...
Факторный анализ феноменов, влияющих на уровень
нервно – психической устойчивости
Смысл факторного анализа заключается в том, чтобы полученное в ходе исследования количество переменных представить меньшим числом других переменных, называемых факторами. Факторы выступают как более фундаментальными переменными, характеризующими явление. Исходные переменные объединяются в группы, каждая из которых представляет некий фак ...