Эмоциональное
самочувствие ребёнка в группе сверстников. Эмоциональное
благополучие ребенка как необходимое условие его психического здоровьяСтраница 2
Психическое развитие детей дошкольного возраста происходит под влиянием систем отношений «ребенок - воспитатель», «ребенок - родители», «ребенок - сверстники». Поэтому любое нарушение в данных системах может привести к появлению эмоционального неблагополучия. Среди причин возникновения отрицательных эмоциональных состояний основными являются:
- социальные: неправильное семейное воспитание, неконструктивный тип детско-родительских отношений, несформированные способы взаимодействия со сверстниками, резкое изменение ближайшего социального окружения;
- педагогические: отсутствие преемственности в подготовке детей к школе, педагогические ошибки, неэффективный стиль педагогического руководства, информационные перегрузки;
- психофизиологические, индивидуальные и личностные особенности ребенка.
Отношения между детьми постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.
Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.
Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила “детского общества” позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.
Яркое отличие общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники чаще одобряют ровесника и гораздо чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым.
Столь сильная эмоциональная насыщенность общения детей, по-видимому, связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.
Защитные механизмы и неврозы
Следует помнить, что главными отличительными признаками защитных механизмов являются следующие особенности.
А. Защитные механизмы имеют бессознательный характер: в этом их отличие от различных стратегий поведения, в том числе манипулятивных.
Б. Результатом работы защитного механизма является то, что они бессознательно искажают, подмен ...
Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.
Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей от5.5 до ...
Упражнение «Портрет гиперактивного ребёнка».
Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: дать возможность почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы.
Содержание: Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определённому сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играю ...