Классификация сказокСтраница 2
В.Я.Пропп считает, что рождение сказки связано с упадком верования. Он выделил три принципа, по которым строятся все сказки мира:
.постоянными элементами сказки являются функции действующих лиц;
.число функций ограниченно;
.последовательность функций всегда одинакова.
В.Я.Пропп выделил и описал 31 функцию. Джанни Родари выбрал из них 20. А Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова, учитывая особенности дошкольного возраста, выделили шесть функций: www.greatarts.ru
1. "Обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним;
2. герой встречается с дарителем (обладателем) волшебного средства и для получения последнего проходит предварительное испытание;
3. герой получает от дарителя волшебное средство или волшебного помощника, с помощью которого достигает искомый предмет;
4. герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание;
5. герой побеждает противника и получает искомый объект;
6. герой возвращается домой и получает заслуженную награду".
Сказки о животных имеют своеобразную структуру, что отличает их от других сказок. Композиция такой сказки состоит из четырех частей:
1. экспозиция – одно – два предложения, рассказывающие об изначальном положении дел;
2. завязка действия – появление героя – антагониста:
3. кульминация – схватка истинного героя с героем – антагонистом, повторяющаяся трижды;
4. развязка – одно-два предложения, завершающие сюжет.
С.В.Гольцер отмечает, что "сказка о животных имеет жестко фиксированную систему героев: герой-жертва (Заяц или Петух, реже Волк), герой-антагонист (Лиса, Волк, Медведь), истинный герой (Петух, Кот).
Бытовые сказки, или новеллистические, не имеют четко выраженной структуру, а состоят из отдельных эпизодов. Отличительной особенностью бытовых сказок является комический эффект. Как правило, их герои реальные люди – представители различных социумов, действие разворачивается в реальном мире и не переходит в ирреальное пространство.
Все вышеперечисленные классификации относятся к народной (фольклорной) сказке, но не стоит забывать, что сейчас существует много и авторских (литературных) сказок. Авторская сказка тесно связана с народной, но, в отличие от нее, имеет автора (писателя или поэта). Именно авторское воображение, его представление о добре и зле создает особый мир литературной сказки. В некоторых авторских сказках использованы переработанные фольклорные сюжеты и образы, однако это не меняет сути дела – литературная сказка выражает, в первую очередь, взгляд на мир, присущий конкретному писателю, а не всему народу. В отличие от фольклорной сказки, она создается на материальном носителе, не допускает внесение изменений и можно с высокой точностью определить время ее создания. Это основные отличительные признаки, но, тем не менее, авторская сказка все равно остается сказкой.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что сказка – это занимательный рассказ (устный или письменный) о невероятной, но поучительной истории.
Общие проблемы эмоциональной устойчивости (ЭУ). Факторы,
влияющие на эмоциональную устойчивость
Проблема психических состояний привлекает внимание уже много веков. Роль состояний в жизни человека отмечали еще ученые древности (Аристотель, Авиценна и др.). Особенно остро встал вопрос о необходимости профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний в XXI столетии.
Научно-техническая революция, наряду с великими прогрессивными п ...
Личность с позиций системного подхода (системнодеятельностный)
В качестве исходной позиции изучения природной и социальной детерминации личности представители этого подхода опираются на теорию деятельности. Личность рассматривается как системное качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целостности отношений. Формирование личности есть динамический процесс, осуществляющийся лишь при в ...
Идеомоторные методы как способ преодоления стресса
В основе действия самых различных методов лежит один и тот же механизм - возникающее при их использовании особое психофизиологическое состояние, в котором происходит психологическая разгрузка (снятие стресса) и переключение мозговой доминанты. Это состояние возникает при различных методах часто непроизвольно, например, при психоанализе, ...