Контрольный этап экспериментаСтраница 2
Из таблицы 11 видно, что уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы значительно повысился:
высокий уровень показало 3 детей;
средний уровень - 7 детей.
Для выявления значимости и достоверности полученных результатов необходимо провести статистический анализ данных. www.trafficcase.ru
Выявить различия между выборками детей можно с помощью U-критерия Манна – Уитни. Он определяет, насколько велика зона совпадения между двумя рядами значений. Чем меньше значение U эмп., тем более вероятно, что различия достоверны.
Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этап эксперимента.
Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню развития связной монологической речи. Занесем полученные данные в таблицу 12.
Таблица 12 Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе
Контрольный этап эксперимента |
Констатирующий этап эксперимента | ||
Показатель уровня |
Ранг |
Показатель уровня |
Ранг |
20 (18) |
19 |
20 (20) |
19 |
18 (17) |
17 |
20 (19) |
19 |
14 (14) |
14,5 |
16 (16) |
16 |
13 (11) |
12 |
14 (15) |
14,5 |
12 (8) |
9 |
13 (13) |
12 |
11 (7) |
6,5 |
13 (12) |
12 |
11 (6) |
6,5 |
12 (10) |
9 |
10 (4) |
4,5 |
12 (9) |
9 |
9 (3) |
3 |
10 (5) |
4,5 |
8 (1) |
1,5 |
8 (2) |
1,5 |
∑ |
93,5 |
∑ |
116,5 |
Общая сумма рангов: 76 + 134 = 210.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле
∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где
Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;
Ŕ - общая сумма рангов.
∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле:
U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где
n – количество испытуемых в каждой выборке;
T – большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 116,5 = 38,5
По таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 27 (р ≤ 0,05) U кр. = 19 (р ≤ 0,01)
U эмп. = 38,5 , поэтому можно говорить о том, что уровень развития связной монологической речи детей на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня развития на констатирующем этапе, так как U эмп.> U кр.
Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этап эксперимента
Наша задача, как и в случае с детьми контрольной группы, определить, различаются ли выборки по уровню развития связной монологической речи. Занесем полученные данные в таблицу 13.
Итоги
На основе теоретического анализа, проведенного в первой главе, мы считаем необходимым подвести общие итоги.
Первые попытки изучения самооценки были предприняты в зарубежной психологии – У. Джемсом. Он вывел формулу самооценки, которую обозначил термином «самоуважение».
Обобщая рассмотренные представления о сущности самооценки в зар ...
Корреляционный анализ
На основании результатов исследования было выявлено, что референтометрический показатели коррелируют со всеми параметрами, а именно: с социальным статусом (R=0.470), с личностной сферой (R=0.480), с неформальным лидерством (R=0.346), в большей степени, чем с показателями в деловой сфере (R=0.215). Также можно отметить взаимосвязь по та ...
Проблема воображения и творческого мышления в психологии. Воображение
как психический процесс
Воображение, как психический процесс, традиционно связывается с творческой деятельностью, понимаемой как созидание нового, оригинального. Сущность творческой деятельности у И. Канта воплощается в формах продуктивного воображения. Отдельные способности не носят, согласно Канту, творческого характера. Только синтетическое единство созерца ...