Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы. Психосоциальная работа как один из подходов социальной работыСтраница 12
3) методику и технологию следует дифференцировать по субъекту деятельности, т.е. понятие «методика психосоциальной работы» отражает процедуру использования комплекса методов и приёмов взаимодействий с клиентом, нуждающимся в психосоциальной помощи, безотносительно к осуществляющему их специалисту [15, с. 21-22]. www.edumask.ru
Технология психосоциальной работы предполагает присовокупление к ней личности специалиста во всех многообразных проявлениях профессиональных ролей и функций: «координатор», «консультант», «адвокат», «посредник», «терапевт», «друг», «помощник», «защитник», «менеджер» и др.
В то же время технологии психосоциальной работы, в отличие от методики психосоциальной работы, предполагают разработку содержания и поиск ресурсов жизнедеятельности самими клиентами.
Сведём воедино данные о методике и технологии психосоциальной работы (а не психосоциальной технологии, которая, безусловно, шире и по масштабам, и по области применения, и по субъектам, включённым в терапевтический процесс).
Методика психосоциальной работы |
Технология психосоциальной работы |
Определение | |
1.Частная дидактика, теория обучения в психосоциальной работе. 2. Методика психосоциальной работы отражает процедуру использования комплекса методов и приёмов взаимодействий с клиентом, нуждающимся в психосоциальной помощи, безотносительно к осуществляющему их специалисту. |
1.Совокупность способов организации процесса адаптации, направленных на оптимизацию ресурсов личности клиента и ресурсов социальной среды, на совладание с трудной жизненной ситуацией. 2. Конструирование и применение методов и приёмов для обеспечения эффективности адаптации клиента к изменившимся условиям жизни. |
Предмет | |
Сфера пересечения профессиональной деятельности специалиста по социальной работе и научной области знаний в рамках психосоциального вспомоществования. |
Система форм и видов содействия, воздействия и взаимодействия специалиста с клиентом, адекватно применяемая в различных трудных жизненных ситуациях. |
Задачи | |
1.Устанавливаются нормативные требования к первичной (кризисной) психологической помощи клиенту, оказываемой специалистом по социальной работе. 2.Определяются методы, методические средства и организационные формы взаимодействия с клиентом, наиболее полно отвечающие задачам первичной (кризисной) психологической помощи и социальной поддержки. 3.Обеспечивается возможность постоянного обновления теоретических и методических знаний специалиста. 4.Создаются условия для повышения профессионального мастерства и обмена опытом, в том числе методическим. |
1. Обеспечивает решение одновременно нескольких задач в процессе помощи: социальной – через организацию сети социальной поддержки клиента; терапевтической – для клиента; организационной. 2.Усиливает адаптацию, оптимизирует совладающий (копинг) и адаптационный потенциал клиента; организует процесс сопровождения клиента в трудной жизненной ситуации. 3.Обеспечивает конкретными приёмами и навыками индивидуальной и групповой работы в процессе терапевтической деятельности. 4.Даёт клиентам представление об основах совладания с трудными жизненными ситуациями, о способах получения и обработки информации в ситуациях принятия решений. |
Формы | |
Индивидуальные и групповые консультации; анализ жизненной ситуации клиента; анализ ресурсов личности клиента и ресурсов социальной среды; анализ и самоанализ деятельности специалиста; курсы повышения квалификации; семинары. |
Индивидуальная и групповая интервенция; группы встреч, группы поддержки, клубы, сети социальной поддержки, тренинги. |
Упражнение «Как выявить гиперактивного ребёнка»
Данное упражнение предназначено: вариант 1 – для педагогов, психологов, дефектологов; вариант 2 – для родителей гиперактивных детей. Тренер выбирает вариант, соответствующий контингенту. Если группа смешанная, то одна подгруппа выполняет задания для педагогов, другая – для родителей.
Поскольку для гиперактивных детей свойственна вариат ...
Доминирование непроизвольной памяти в детском
возрасте
Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ре ...
Борьба с детским алкоголизмом
Как остановить нашествие зеленого змия? Однозначного ответа на этот вопрос не даст, пожалуй, никто. Но и сидеть, сложа руки - все равно, что копать могилки собственным детям. Более 40 процентов из всех зафиксированных в прошлом году отравлений детей и подростков вызваны именно потреблением алкоголя. И спасти удается не всех.
В Советско ...