Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы. Психосоциальная работа как один из подходов социальной работыСтраница 12
3) методику и технологию следует дифференцировать по субъекту деятельности, т.е. понятие «методика психосоциальной работы» отражает процедуру использования комплекса методов и приёмов взаимодействий с клиентом, нуждающимся в психосоциальной помощи, безотносительно к осуществляющему их специалисту [15, с. 21-22]. www.edumask.ru
Технология психосоциальной работы предполагает присовокупление к ней личности специалиста во всех многообразных проявлениях профессиональных ролей и функций: «координатор», «консультант», «адвокат», «посредник», «терапевт», «друг», «помощник», «защитник», «менеджер» и др.
В то же время технологии психосоциальной работы, в отличие от методики психосоциальной работы, предполагают разработку содержания и поиск ресурсов жизнедеятельности самими клиентами.
Сведём воедино данные о методике и технологии психосоциальной работы (а не психосоциальной технологии, которая, безусловно, шире и по масштабам, и по области применения, и по субъектам, включённым в терапевтический процесс).
Методика психосоциальной работы |
Технология психосоциальной работы |
Определение | |
1.Частная дидактика, теория обучения в психосоциальной работе. 2. Методика психосоциальной работы отражает процедуру использования комплекса методов и приёмов взаимодействий с клиентом, нуждающимся в психосоциальной помощи, безотносительно к осуществляющему их специалисту. |
1.Совокупность способов организации процесса адаптации, направленных на оптимизацию ресурсов личности клиента и ресурсов социальной среды, на совладание с трудной жизненной ситуацией. 2. Конструирование и применение методов и приёмов для обеспечения эффективности адаптации клиента к изменившимся условиям жизни. |
Предмет | |
Сфера пересечения профессиональной деятельности специалиста по социальной работе и научной области знаний в рамках психосоциального вспомоществования. |
Система форм и видов содействия, воздействия и взаимодействия специалиста с клиентом, адекватно применяемая в различных трудных жизненных ситуациях. |
Задачи | |
1.Устанавливаются нормативные требования к первичной (кризисной) психологической помощи клиенту, оказываемой специалистом по социальной работе. 2.Определяются методы, методические средства и организационные формы взаимодействия с клиентом, наиболее полно отвечающие задачам первичной (кризисной) психологической помощи и социальной поддержки. 3.Обеспечивается возможность постоянного обновления теоретических и методических знаний специалиста. 4.Создаются условия для повышения профессионального мастерства и обмена опытом, в том числе методическим. |
1. Обеспечивает решение одновременно нескольких задач в процессе помощи: социальной – через организацию сети социальной поддержки клиента; терапевтической – для клиента; организационной. 2.Усиливает адаптацию, оптимизирует совладающий (копинг) и адаптационный потенциал клиента; организует процесс сопровождения клиента в трудной жизненной ситуации. 3.Обеспечивает конкретными приёмами и навыками индивидуальной и групповой работы в процессе терапевтической деятельности. 4.Даёт клиентам представление об основах совладания с трудными жизненными ситуациями, о способах получения и обработки информации в ситуациях принятия решений. |
Формы | |
Индивидуальные и групповые консультации; анализ жизненной ситуации клиента; анализ ресурсов личности клиента и ресурсов социальной среды; анализ и самоанализ деятельности специалиста; курсы повышения квалификации; семинары. |
Индивидуальная и групповая интервенция; группы встреч, группы поддержки, клубы, сети социальной поддержки, тренинги. |
Проблемы взаимодействия людей
Общаясь между собой, люди не только передают и получают информацию, так или иначе воспринимают друг друга, но и определенным образом взаимодействуют. Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш день включает множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими людь ...
Отличительные качества современной
женщины-руководителя
Женщина-руководитель не редкость в наши дни. Деловые качества, умение добиваться результатов, владение методами управления, уровень интеллекта присущи любому управляющему независимо от пола. Наиболее значимым качеством, на мой взгляд, является единство слова и дела. Именно деловой руководитель всегда верен взятым на себя обязательствам, ...
Анкета «Признаки импульсивности» (рекомендована научно-методической
комиссией Министерства образования Украины)
Импульсивный ребёнок
Всегда быстро находит ответ, когда его о чём-то спрашивают (возможно, и неверный).
У него часто меняется настроение.
Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
Обидчив, но не злопамятен.
Часто чувствуется, что ему всё надоело.
Быстро, не колеблясь, принимает ...