Старший школьный возраст и возрастная проблема профессионального
самоопределенияСтраница 2
Определение специфики профессионального самоопределения для школьников имеет важное значение, хотя бы для того, чтобы обозначать более адекватные школьному возрасту цели профконсультационной работы и более строго разрабатывать и подбирать конкретные практические методики профессионального самоопределения. www.musictext.net
Соотношение специфических задач профессионального самоопределения и различных образовательно-возрастных групп населения представлено в виде таблицы (см. табл. 1), являющейся модифицированным вариантом схемы, предложенной Е.Ю.Пряжниковой, где по одной оси выделены специфические задачи, а по другой - группы населения, с которыми может работать профконсультант. Специфические задачи профессионального самоопределения:
1 - постепенное формирование общей готовности к профессиональному самоопределению (без совершения конкретных выборов) и подготовка к будущей трудовой жизни в широком плане;
2 - психолого-педагогическая помощь в конкретных профессиональных выборах (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы и конкретного трудового поста);
3 - психолого-педагогическая помощь в освоении уже выбранной профессии (в соответствующем учебном заведении или на работе);
4 - совершенствование в рамках выполняемой трудовой деятельности в ходе специально организованного повышения квалификации и самообразования;
5 - освоение смежных видов профессионального труда, необходимых для более качественного выполнения данной работы.
Особенности профессионального самоопределения на разных этапах возрастного развития ребенка (дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, старший школьный возраст)
Периодизация развития человека как субъекта труда. (По Е.А. Климову) (30)
Название этапа |
Возраст |
Особенности человека как субъекта труда |
Пред-игра |
до 4 лет |
Освоение функций восприятия, которые становятся основой для дальнейшего развития и приобщения человека к труду |
Игра |
5-8 лет |
Овладение "основными смыслами" человеческой деятельности |
Овладение учебной деятельностью |
8-12 лет |
Развитие функций самоконтроля, самоанализа и планирования деятельности |
Стадия оптации |
12-18 лет |
Осознание желаний, сознательный и ответственный выбор будущего профессионального пути |
Стадия адаптации |
17-20 лет |
Профессиональная подготовка по выбранной специальности |
Стадия интернала |
23-26 лет |
Вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на профессиональном уровне, "свой среди своих" |
Мастер |
взрослость |
Лучший профессионал среди обычных хороших |
Авторитет |
зрелость |
Лучший среди мастеров. Переоценка профессиональных ценностей, возможных путей продолжения карьеры |
Наставник |
зрелость |
Профессионал, способный передать свой лучший опыт ученикам. “Учителя- это не те, кто нас учит, а те - у кого мы учимся” |
Обучение запоминанию в
дошкольном детстве
При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи др ...
Влияние особенностей личности руководителя на психологический климат
коллектива
Состояние СПК является показателем управляемости процессами в коллективах. Это во многом зависит от активности руководителя, его творческого участия в делах коллектива. Е.С.Кузьмин и А.Л.Свенцицкий предложили следующие характеристики руководителя, непосредственно детерминирующие его отношение к подчиненным и психологическую атмосферу в ...
Личность, как активная жизненная позиция
Включаясь в социальные процессы, личность тем самым изменяет и обстоятельства своей собственной жизни. Иначе говоря, основным условием самоопределения личности и сознательного регулирования своей жизнедеятельности является ее общественная активность. То, как именно конкретная личность участвует в тех или иных социальных процессах (содей ...