Методы изучения мотивации профессионального самоопределения в
процессе изучения иностранного языкаСтраница 1
В психологии применяются неэкспериментальные, экспериментальные и синтетические методы исследования мотивации.
Неэкспериментальные методы:
· Наблюдение
· Анкетирование
· Беседа (интервью)
· Изучение продуктов деятельности учащихся
Наблюдение – один из наиболее часто используемых методов изучения мотивации. Наблюдение можно использовать в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента.
Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Цель в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.
Наблюдение как метод исследования мотивации учения и профессионального самоопределения может использоваться не только на уроке, но и во внеклассной работе. Объектом наблюдения в этом случае могут стать избирательность круга чтения, любимые увлечения и занятия во время досуга; участие по собственному желанию в различных кружках, факультативных занятиях; особенности поведения учащихся на экскурсиях при посещении различных выставок и т.д. (26, 98-99)
Анкетирование, как и наблюдение, - один из наиболее распространенных методов изучения мотивации профессионального самоопределения.
Обычно применяют несколько типов анкет: 1.анкеты составленные из прямых вопросов и направленные на выявление мотивировок и осознанных мотивов (мотивов – целей) учащихся; 2. анкеты селективного типа, где учащимся на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов, из которых учащийся выбирает наиболее подходящий.
В качестве примера можно привести методику Т.Д. Дубовицкой. С помощью которой можно выявить направленность учебной мотивации. Учащимся предлагается начертить следующую табличку:
№ вопроса предмет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Иностранный язык |
После чего ответить на данные высказывания и выразить свое отношение к изучаемому предмету, поставив соответствующую оценку, используя для этого следующие обозначения: верно (++); пожалуй, верно (+-); пожалуй, неверно (-+); неверно (--). В анкету включено 20 высказываний.
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).
Ключ:
ДА |
1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19 |
НЕТ |
3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20 |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминируется внешняя мотивация изучения предмета.
Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
0 – 10 баллов – внешняя мотивация;
11 – 20 баллов – внутренняя мотивация.
Методика может использоваться:
1. для выяснения причин неуспеваемости учащихся;
2. для выявления категории учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета;
3. для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;
4. для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов его совершенствования;
5. в преподавании курсов педагогической психологии, педагогике и психодидактике в ВУЗах и педагогических колледжах для практического знакомства студентов с различными видами мотивов учебной деятельности и поиска методов и приемов активизации мотивационной сферы учащихся.
Результаты исследования могут рассматриваться:
1. как показатель эффективности (качества), применяемый учителем методики обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах);
Теоретические аспекты исследования взаимосвязи уровня притязаний и
самооценки у подростков с их социальным положением в группе. Уровень притязаний
и самооценка как социально-психологические явления.
Уровень притязаний
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе все больше внимания уделяется рассмотрению проблемы уровня притязаний, оказывающий значительное влияние на формирование человека как личность.
Термин «уровень притязаний» был введён в школе немецкого психолога К.Левина. Появление данного феномена было связано ...
Психоанализ: бессознательное
Зигмунд Фрейд (1856—1939), австрийский врач, психолог и психотерапевт, разработал психотерапевтический метод, получивший название психоанализ. Наблюдения за многими больными привели З. Фрейда к выводу, что большинство психологических проблем имеет своей причиной неосознаваемые эмоциональные переживания. Он считал, что возникновение этих ...
Вычисление ассиметрии и эксцесса эмпирического распределения
Для определения характера эмпирического распределения и степени его согласованности с нормальным мы используем следующую формулу:
А=, где
Xi- индивидуальный балл каждого испытуемого по всему тесту,
- среднее арифметическое оценок по всему тесту всех испытуемых, =30,82;
=Sx - стандартное отклонение индивидуальных оценок всех испытуем ...