Особенности личности несовершеннолетнего осужденного
Страница 2

Это подтверждается повторностью преступлений, причём часто с возрастанием их тяжести, даже после условно- досрочного освобождения, когда, казалось бы, имелись все признаки исправления. Всё это лишний раз свидетельствует о сложности задач, стоящих перед воспитателями, психологами и социальными работниками ВК, а также необходимости эффективного и преемственного постпенитенциарного сопровождения [16, стр.156].

В период пребывания в ВК подростки проходят психологическое обследование в карантинных отделениях, где происходит первое знакомство с ними, изучаются их личные дела, выявляются группы, требующие особого учёта, как представляющие основные трудности в воспитательной работе персонала.

Это, в первую очередь, лица с психическими аномалиями (алкоголизм, наркомания, токсикомания, психопатия, олигофрения и другие психические отклонения). Так, по данным В.А.Гурьевой, среди контингента воспитательных колоний более 60% составляют несовершеннолетние с психическими нарушениями или с задержкой психического развития, включая своевременно нераспознанные психические заболевания [5, стр. 205].

Другую категорию, требующую особого внимания, составляют подростки, активно противопоставляющие себя режимным требованиям и персоналу ВК (лидеры с отрицательной направленностью, с повышенной агрессивностью, склонностью к побегам, конфликтностью, занимающиеся поборами и притеснением других, склонные к провокациям и групповым эксцессам, отказывающиеся от работы).

Третью категорию составляют несовершеннолетние с трудностями адаптации к условиям лишения свободы (тревожные, мнительные, неуверенные, замкнутые, с низким уровнем притязаний, инфантильные, жертвы преступных посягательств, склонные либо принуждаемые к гомосексуальным отношениям).

При психологическом обследовании несовершеннолетних осужденных в период поступления в карантинные отделения ВК наиболее частыми состояниями являются настороженность, ожидание, безнадёжность, фрустрация, отчаяние. Повседневное их поведение отличается повышенной внушаемостью, нередко инфантильностью и избирательным конфликтом (высокой зависимостью от мнения значимой для них неформальной группы).

Повышенная восприимчивость и впечатлительность, характерная для подростков вообще, усугубляется влиянием разнонаправленных, часто противоречивых фактов ближайшего социального, в том числе явно криминального окружения («… эти ребята были независимыми, «крутыми», не давали помыкать собой, заставляли воспитателей уважать себя…»), а также психолого- педагогическим воздействием со стороны персонала ВК и семьи (посылки, письма, свидания)[15, стр.40].

У несовершеннолетнего осужденного зафиксировано неоднозначное, порой противоречивое отношение к своему окружению: обидчивость, враждебность, агрессивность, попытки обвинить друзей или родственников в совершённом им преступлении (значительно реже они искренне раскаиваются в содеянном) и, напротив, желание высказаться, получить сочувствие, моральную поддержку.

Интеллектуально- ценностная сфера значительной части несовершеннолетних осужденных примерно такая же, как у законопослушных подростков. Однако они, как правило, имели более низкий уровень успеваемости в школе, постоянно прогуливали занятия, проявляли непослушание, стремились к авантюрным приключениям. Среди них отмечается больший удельный вес нереально думающих, неспособных найти правильный выход из возникших трудных ситуаций. Их общение зачастую носило ассоциальную направленность и ограничивалось себе подобными лицами.

Страницы: 1 2 3 4


Что такое группа и почему люди объединяются в группы?
Ответ на первую часть вопроса является очевидным: группа – это несколько человек, небольшое собрание людей. Однако всякое ли небольшое объединение людей действительно можно назвать группой? Большинство исследователей утверждают, что для группы необходимо, во-первых, чтобы ее члены взаимодействовали и, во-вторых, чтобы они чувствовали с ...

Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна
Первое, на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей, име ...

Конфликты. Конфликты в студенческой среде: проблемы диагностики и урегулирования
Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несб ...