Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в
формировании психических расстройств.Страница 2
ВОЗ среди психических расстройств, связанных с любым стрессом, в первую очередь выделяет непсихотические депрессии, которые являются преобладающими среди всех психических расстройств и занимают второе место в возрастной группе подростков и молодёжи старше 15 лет[17, стр. 115]. По данным госстатистики и данным А. А. Чуркина, Н. А. Твороговой, среди детско-подросткового контингента процентное отношение несовершеннолетних с психогенными расстройствами составляет 20 % от общего показателя болезненности и распространённости психической патологии у подростков[18, стр. 135].
Пенитенциарный стресс- стресс, связанный с отбыванием наказания в исправительном учреждении, отрицательно влияющий на психику индивида. Особую роль в происхождении психогенных расстройств в условиях ситуации, связанной с привлечением к уголовной ответственности и содержанием в учреждениях уголовно- исполнительной системы, играет субъективное значение психической травмы для индивида, где содержание психической травмы состоит главным образом в угрозе социальному существованию личности, престижу, означает крах надежд и ближайших перспектив[15, стр. 15].
Это ситуация общественно порицаемого преступления, арест, следствие, страх возможного наказания. Так, далеко не все лица, привлекаемые к уголовной ответственности, обнаруживают психогенные реакции. В ряде случаев преобладают адаптивные механизмы нормальной психологической защиты. Также следует различать понятия «психическая травма» и «психогенный фактор».
Психическая травма- это событие, в результате которого создаются условия возникновения психогенной реакции.
Психогенный фактор- это реальное воздействие данной травмирующей ситуации (на конкретную личность), участвующее в качестве внешнего патологического агента в развитии психического расстройства.
Психогенный фактор складывается из отношения психической травмы к психологической защите. Соответственно, чем больше выражена психологическая защита, тем меньше значение психогенного фактора и наоборот. В течении жизни вырабатываются привычные виды психологической защиты, которые смягчают действие психической травмы. При этом условия, в которых личность переживает психическую травму, могут усиливать или ослаблять психологическую защиту[2, стр. 318].
Если механизмы защиты оказываются несостоятельными для успешного преодоления ситуации, то нарастает тревога, приводящая к дезинтеграции психической деятельности.
В концепции психологической защиты этот механизм представлен как последовательное искажение когнитивной и аффективной составляющей образа реальной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду, в основном, структуре его личности, называемой «Я», т.е. динамической системе представлений человека о самом себе, включающей осознание своих физических, интеллектуальных, нравственных и прочих качеств, а также самооценку и совокупность установок, направленных на себя и других компонентов, связанных с самосознанием.
В рамках психоаналитической концепции «Я» - это посредник между неосознанными влечениями и внешней средой, который осуществляет функцию синтеза этих влечений и требований внешней среды. Главными функциями самосознания являются регулятивно-организующая и эго-защитная. последняя ориентирована в основном на поддержание самоуважения и стабильности «Я» -образа даже ценой искажения реальности. Защищаются следующие структуры «Я»: полноценность, независимость, идентичность, безопасность.
Психологическая защита выстраивается от угроз, идущих от бессознательных влечений («ОНО»), от нравственного сознания, идеалов, запретов, требований, цензуры («Сверх-Я») и от внешнего мира.
Как правило, психологическая защита функционирует автоматически, не согласуясь с сознанием. Даже когда человек обладает высоким уровнем рефлексии, он всё равно переживает функционирование защит как безличностный процесс, который можно осознавать, но невозможно контролировать.
Переживание в виде психологической защиты не рассматривается как процесс, направляемый осознанной целью. Психологические механизмы защиты направлены на «избегание страданий», «устранение неприятного состояния», отрицание «болезненных переживаний», достижение согласованности внутреннего мира, реалистического приспособления субъекта к окружающему миру, достижение благополучия в конкретной ситуации. Механизмы защиты служат интеграции «Я», избавляют индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, устраняют тревогу и напряжённость, спасают от потрясений, подготавливают к более эффективным способам переживаний, способствуют совладению с жизненными проблемами. Однако существуют отрицательные стороны защитных механизмов, заключающиеся в искажении восприятия реальности, самообмане, патологической активности.
Развитие творческой
деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества
Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. На каждой возрастной ступени она имеет собственное выражение. Интересы ребенка и взрослого различны, поэтому и воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
У людей "среднего ума" ...
Анализ проблемы развития произвольной памяти. Память и её определения
Память трудно свести к одному понятию. Память
это
1. психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации.[1]
2. способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве ...
Результаты эксперимента
В результате тестирования по методике «Тест отношений беременной (ТОБ)» мы получили (см. приложение 4), что у
§ 43 % беременных женщин преимущественно оптимальный тип ПКГД;
§ 23% - эйфорический тип ПКГД;
§ 15% - тревожный тип ПКГД;
§ 13% - гипогнозический тип ПКГД;
§ 6% - депрессивный тип ПКГД.
По тесту Рокича мы получили списки п ...