Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в
формировании психических расстройств.Страница 4
8. Сублимация - психический процесс, которым психоанализ объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порождённые сексуальным влечением. В качестве основных форм выделяются творчество и интеллектуальная деятельность.
9. Вытеснение- процесс, посредством которого неприемлимое содержание становится бессознательным. Можно считать, что это универсальный психический процесс, лежащий в основе становления бессознательного как отдельной области психики [15, стр.17-25].
Р. М. Масагутов, проводя исследования несовершеннолетних в условиях социальной изоляции, выявил, что, у 14 % осужденных подростков в качестве механизма психологической защиты на тяжёлые стрессовые условия отбывания наказания выступал психический и поведенческий регресс, возникший на фоне затяжной психогенной депрессивной реакции и названный автором «синдром посттравматического стрессового регресса»[2, стр. 296]. Проявление регресса рассматривается как способ патологический адаптации, направленный на устранение или снижение угрозы физическому и психическому благополучию, а провоцирующим фактором являлась острая психическая травма, которая играла роль «последней капли», подрывая механизмы неустойчивой адаптации и устраняя «волевую и смысловую преграду» перед неадекватным поведением. Также автором подчёркнута роль патологической почвы, в качестве которой выступали инфантилизм, интеллектуальная недостаточность, тормозимые черты характера[2, стр. 297]. Исследование адаптационных ресурсов и нарушений адаптации у несовершеннолетних с деструктивным поведением, проведённое в пенитенциарных условиях, продемонстрировало, что необходимо учитывать истощаемость психики и ресурс компенсаторных механизмов, соответственно этому должны разрабатываться профилактическое и реабилитационное направление деятельности психологов, социальных работников, работающих в уголовно- исполнительной системе[2, стр.297-299].
Т. Б. Дмитриевой определены закономерности нозологического этиопатогенеза в подростковом возрасте. Установлено, что чем младше несовершеннолетний правонарушитель, тем чаще у него отмечаются нарушения развития, психические и поведенческие расстройства, социально значимые заболевания. Частота встречаемости психической патологии в отдельных возрастных группах составляет: до 14 лет - 80.2 %, 14-15 лет – 53.7 %, 16–17 лет – 38.6 %. Проанализировав свыше 75 эпидемиологических исследований, пришли к выводу, что почти 40 % заключённых подростков имели диагностические критерии аффективных расстройств, 50 % - злоупотребляли психоактивными веществами, 68 % - суицидальные идеи или попытки[18, стр. 134-136].
Психические и поведенческие расстройства, связанные с пенитенциарным стрессом, и их последствия выделяются современными исследователями в самостоятельную проблему, имеющую чрезвычайно важное медицинское, судебно- психиатрическое, пенитенциарное и социальное значение. Современная клиническая типология психических расстройств у подростков, ассоциированных с пенитенциарным стрессом, их своевременное выявление, медико-психологическая коррекция имеют актуальное значение в плане превенции, охраны психического здоровья подозреваемых, обвиняемых и осужденных несовершеннолетних. Известно, что психогенные заболевания являются наиболее частыми у подростков в ситуации судебно- следственного разбирательства, оставляя глубокий след в психике подростка, а при неблагоприятной динамике способствуя появлению личностных девиаций, которые могут стать стойкими или могут быть выражением других, более тяжёлых психических расстройств.
В основе срыва адаптационных ресурсов, возникновения и клинического оформления разнообразных форм психогенного реагирования лежит многообразие не только психологических и патопсихологических, но и ряда социальных характеристик. К примеру, оказалось, при гармоничных внутрисемейных отношениях между родителями и самим подростком, существовавшими до судебно- следственной ситуации, менее очерчены психогенные реакции. Однако констелляция таких факторов, как неблагоприятная клиническая почва, отрицательное микросоциальное внутрисемейное окружение и дисгармоничные отношения в семье, патохарактерологические особенности личности, имеет предрасполагающее значение для развития психогенных расстройств на этапах судебно- следственной ситуации и исполнения наказания у несовершеннолетних[18, стр.136].
Описание процедуры исследования
Общая схема проведения исследования А следующая. Эксперимент проводился индивидуально. Перед ребенком располагалась карта, ему объясняли, обращаясь по имени:
Я буду тебе показывать маленькие карточки, а ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте.
Ребенку по одной показывают карточки. Время экспозиции ...
Диагностика конфликта
Управлению конфликтом должна предшествовать стадия его диагностики, т.е. определение основных составляющих конфликта, причин, его породивших. В большинстве случаев проведение диагностики предполагает определение:
· истоков конфликта, субъективных или объективных переживаний сторон, способов “борьбы”, противоречия мнений, событий, затро ...
Особенности общения подростка со взрослыми. Общение
подростка со взрослыми
В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Советские психологи вслед за Л.С. Выготским единодушно считают важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство взрослости, толкающее его на утверждение своей самосто ...