Юридическая психологияСтраница 8
Психологические знания необходимы для назначения судебно-психологической экспертизы, квалификации состава преступлений по ст. 107 и 113 УК РФ, реализации ст. 61 УК РФ, требующей выявления состояния аффекта и других психологических обстоятельств, смягчающих ответственность виновного.
В следственно-поисковой деятельности, особенно в исходных информационно-дефицитных ситуациях, ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. (Известно, что только 5% неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса этих преступлений раскрывается по поведенческим проявлениям.) В теории и практике расследования, стратегии и тактики следственных действий психологические знания широко используются криминалистами. В самой общей теории криминалистики психологические знания составляют ее основу.
Наряду с формированием юридической психологии как научной и учебной дисциплины появились фундаментальные научные исследования, утверждающие психологию как концептуальный источник права .
Категории и понятия юридической психологии систематизировались в ряде энциклопедических и монографических изданий. Наряду с этим издаются фундаментальные монографические исследования по кардинальным проблемам юридической психологии. Формируется теория и обобщается практика назначения и производства судебно-психологической экспертизы. Многие психолого-юридические проблемы исследуются и ведущими юристами страны.
В настоящее время отечественная юридическая психология благодаря усилиям многих исследователей приобрела статус развернутой научной и учебной дисциплины. Однако многие ее направления и даже разделы разработаны еще недостаточно.
Перспективы развития отечественной юридической психологии. К числу актуальных проблем юридической психологии мы относим разработку психологических аспектов гражданского судопроизводства, психологию частного и предпринимательского права и многих других отраслей права, каждая из которых имеет соответствующие психологические аспекты. Глубокого изучения требуют социально-психологические проблемы правотворчества, правовой социализации личности, организации судопроизводства и ресоциализации осужденных. В связи с социальной реформацией общества возникает острая необходимость исследования формирования новых социопсихотипов, механизмов формирования демократического правосознания и стереотипов правоисполнительного поведения в условиях формирующегося правового государства, психологическое исследование криминогенных факторов в новых социально-экономических условиях.
Наряду с этим более глубокого системного исследования требуют и все ранее намеченные проблемы юридической психологии. Обозначим их в рамках структуры юридической психологии.
1. Методологические основы юридической психологии: предмет, методы и принципы юридической психологии, историческое формирование юридической психологии.
2. Правовая психология : право как фактор социальной регуляции поведения; психологические аспекты эффективного правотворчества; правовая социализация личности; психология правопонимания и правосознания; психология правоисполнительного поведения и др.
3. Криминальная психология: роль психологических факторов в детерминации преступного поведения; биологически и социальные факторы в криминализации личности; психология личности преступника; психологические типы преступников; психологическая структура совершения преступного деяния (поводы, цели, мотивы, способы и др.); психология дезадаптивной, рецидивной и подростковой преступности; психология групповой и организованной преступности; психология вины и юридической ответственности.
Психология уголовного судопроизводства: психология личности следователя и других участников уголовного процесса; психология познавательно-удостоверительной деятельности следователя; психология следственной деятельности в информационно-дефицитных исходных ситуациях (информационное моделирование в следственно-поисковой деятельности, следственная индукция и дедукция, приемы эвристической деятельности); психология коммуникативной деятельности следователя (установление психологического контакта, приемы правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих следствию); психология следственных действий; судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе; психологические особенности судебной деятельности, психология подготовки и планирования судебного разбирательства; психологические особенности судебного следствия и судебно-следственных действий; психология судебных прений; психология деятельности прокурора; психология деятельности адвоката; психология подсудимого; психология принятия судебных решений.
5. Исправительная (пенитенциарная) психология: психологические проблемы наказания и исправления преступников; психология осужденного на лишение свободы; психология жизнедеятельности в условиях исправительных учреждений; психология ресоциализирующей деятельности; психологическая коррекция осужденных с психическими аномалиями; социальная реадаптация освобожденного.
Личность как способность к творческим проявлениям и творческим деяниям
Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора. Давайте проследим развитие креативности. Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей, а в 6 лет наблюдается спа ...
Мышление и сознание
В предыдущих главах неоднократно подчеркивалось, что сознание человека неоднородно и по отношению к каждому своему условному уровню имеет достаточно выраженный характер. С учетом всего вышеизложенного можно уточнить определения, описывающие эти уровни сознания:
Глубинное сознание – это непрерывный процесс осознания собственных внутренн ...
Общение со сверстниками противоположного пола
Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить для себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому способствует бурное телесное развитие и идентификация подростка со взрослыми.
Отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте претерпевают существенные изменения (приложение 2).
К концу по ...