Юридическая психология
Страница 8

Информация о психологии » Юридическая психология

Психологические знания необходимы для назначения судебно-психологической экспертизы, квалификации состава преступлений по ст. 107 и 113 УК РФ, реализации ст. 61 УК РФ, требующей выявления состояния аффекта и других психологических обстоятельств, смягчающих ответственность виновного.

В следственно-поисковой деятельности, особенно в исходных информационно-дефицитных ситуациях, ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. (Известно, что только 5% неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса этих преступлений раскрывается по поведенческим проявлениям.) В теории и практике расследования, стратегии и тактики следственных действий психологические знания широко используются криминалистами. В самой общей теории криминалистики психологические знания составляют ее основу.

Наряду с формированием юридической психологии как научной и учебной дисциплины появились фундаментальные научные исследования, утверждающие психологию как концептуальный источник права .

Категории и понятия юридической психологии систематизировались в ряде энциклопедических и монографических изданий. Наряду с этим издаются фундаментальные монографические исследования по кардинальным проблемам юридической психологии. Формируется теория и обобщается практика назначения и производства судебно-психологической экспертизы. Многие психолого-юридические проблемы исследуются и ведущими юристами страны.

В настоящее время отечественная юридическая психология благодаря усилиям многих исследователей приобрела статус развернутой научной и учебной дисциплины. Однако многие ее направления и даже разделы разработаны еще недостаточно.

Перспективы развития отечественной юридической психологии. К числу актуальных проблем юридической психологии мы относим разработку психологических аспектов гражданского судопроизводства, психологию частного и предпринимательского права и многих других отраслей права, каждая из которых имеет соответствующие психологические аспекты. Глубокого изучения требуют социально-психологические проблемы правотворчества, правовой социализации личности, организации судопроизводства и ресоциализации осужденных. В связи с социальной реформацией общества возникает острая необходимость исследования формирования новых социопсихотипов, механизмов формирования демократического правосознания и стереотипов правоисполнительного поведения в условиях формирующегося правового государства, психологическое исследование криминогенных факторов в новых социально-экономических условиях.

Наряду с этим более глубокого системного исследования требуют и все ранее намеченные проблемы юридической психологии. Обозначим их в рамках структуры юридической психологии.

1. Методологические основы юридической психологии: предмет, методы и принципы юридической психологии, историческое формирование юридической психологии.

2. Правовая психология : право как фактор социальной регуляции поведения; психологические аспекты эффективного правотворчества; правовая социализация личности; психология правопонимания и правосознания; психология правоисполнительного поведения и др.

3. Криминальная психология: роль психологических факторов в детерминации преступного поведения; биологически и социальные факторы в криминализации личности; психология личности преступника; психологические типы преступников; психологическая структура совершения преступного деяния (поводы, цели, мотивы, способы и др.); психология дезадаптивной, рецидивной и подростковой преступности; психология групповой и организованной преступности; психология вины и юридической ответственности.

Психология уголовного судопроизводства: психология личности следователя и других участников уголовного процесса; психология познавательно-удостоверительной деятельности следователя; психология следственной деятельности в информационно-дефицитных исходных ситуациях (информационное моделирование в следственно-поисковой деятельности, следственная индукция и дедукция, приемы эвристической деятельности); психология коммуникативной деятельности следователя (установление психологического контакта, приемы правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих следствию); психология следственных действий; судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе; психологические особенности судебной деятельности, психология подготовки и планирования судебного разбирательства; психологические особенности судебного следствия и судебно-следственных действий; психология судебных прений; психология деятельности прокурора; психология деятельности адвоката; психология подсудимого; психология принятия судебных решений.

5. Исправительная (пенитенциарная) психология: психологические проблемы наказания и исправления преступников; психология осужденного на лишение свободы; психология жизнедеятельности в условиях исправительных учреждений; психология ресоциализирующей деятельности; психологическая коррекция осужденных с психическими аномалиями; социальная реадаптация освобожденного.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Экспериментально-психологические исследования в Великобритании в конце 19 века. Ф. Гальтон
С древнейших времен социальная практика заставляла человека выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого вопроса к его разработке при помощи экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной обла ...

Исследование влияния социальных факторов на становление личности ребенка. Рисуночный тест «Несуществующее животное»
Материал: лист бумаги, набор фломастеров. Детям предлагалось: "Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем". Далее можно уточнить, что нежелательно брать животное из мультиков, т.к. оно уже кем-то придумано. Вымершие животные тоже не подходят. Проанализируем полученные результаты: Рисунок С ...

Психологические вопросы дошкольной игры
Игра по праву заняла в практике дошкольных учреждений важное место. Нет нужды доказывать, что она имеет большое значение для всего хода развития детей в дошкольном возрасте. Можно указать два ряда фактов, подтверждающих это положение. Под руководством профессора А.Н.Леонтьева был проведен ряд экспериментальных исследований, осветивших ...