Исследование стресса в психологической наукеСтраница 4
Осмыслив общие механизмы функционирования человека в стрессе и дистрессе, перейдем к рассмотрению исследований направленных на изучение более частных проявлений стресса у людей из различных социальных групп находящихся в тех или иных условиях и подвергающихся воздействию различных стрессоров.
Так, изучая причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин определили, что к числу групп населения с наиболее высоким уровнем психоэмоционального напряжения относятся:
· женщины;
· лица старше 40 лет;
· лица с начальным и с высшим образованием;
· разведенные;
· пенсионеры, безработные;
· лица с низкой самооценкой здоровья.
Исследовав особую форму дистресса - организационную, В. Зигерт и Л. Ланг выделили следующие разновидности его симптоматики:
¾ Страх не справиться с работой. Он стимулирован разного рода обстоятельствами, в той или иной мере касающимися профессиональной деятельности человека, например, неспособностью, быстро войти в проблему, неумением рационально организовать свои служебные дела, непродуктивном использованием временного ресурса, слабыми навыками коллективного труда, неудовлетворительным физическим и психическим состоянием и т.д.
¾ Страх допустить ошибку. Очень часто присущ новичкам, особенно в адаптационный период, однако может иметь место и у опытных работников, находящихся под началом страдающего разного рода психическими комплексами агрессивного, несправедливого начальника.
¾ Страх быть обойдённым другими. Он проявляется в реакции людей на несправедливость в связи с продвижением по служебной лестнице (кого-то «продвигают», а кого-то «задвигают», причём не, всегда понятно почему) получением той или иной работы (кому-то постоянно дают интересные требующие творческих усилий задания, а кто-то обречён на выполнение преимущественно скучных, рутинных задач) и т.д. Эта реакция принимает у разных людей разные формы, «каждый реагирует по-своему: одни испытывают разочарование, спасаются бегством в болезнь, впадают в апатию, другие же проявляют повышенную активность, энтузиазм, заметно улучшают показатели своей работы. Кто-то начинает трудиться с большей отдачей надеется поправить, таким образом, свои дела. Смирившиеся полагают, что и выкладываться-то, особенно не стоит».
¾ Страх потерять работу. К сожалению, философия пожизненного найма пока что вошла в организационную культуру компаний далеко немногих стран. Стресс, вызываемый ожиданием увольнения, приводит к тому, что у людей «пропадает уверенность в себе. Человек перестаёт себя уважать. Могут пройти годы, прежде чем к нему снова вернётся вера в собственные силы и возможности. Безработица, отсутствие заработка, поиски новой работы, безуспешное хождение по кабинетам - всё это не может не вызывать чувство страха».
¾ Страх потерять собственное Я. В его основе - современное разделение труда и отчуждённость работника от конечных его результатов. Человек фактически становиться неким винтиком в гигантском технологическом процессе, отчего утрачивается ощущение личностью самоценности и, напротив возрастает чувство ненужности, профессиональной обезличенности.
О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная исследовали макротравмы у студентов - будущих психологов, показали наличие в их опыте следующих проблем:
¾ смена места учёбы (поступление в вуз или смена вуза) - 100 %;
¾ проблемы, связанные с установлением любовных отношений, начало сексуальных отношений - 93 %;
¾ изменение характера дружеских отношений - 82 %;
¾ личностные изменения, связанные с достижениями в различных сферах деятельности, - 71 %;
¾ изменение характера отношений с родственниками - 71 %;
¾ проблемы, возникающие в ходе своего досуга и быта, - 68 %;
¾ изменение места жительства - 57 %;
¾ смерть близких - 54 %;
¾ приобретение животных - 36 %;
¾ проблемы со здоровьем - 32 %.
Макротравмы часто воспринимаются комплексно. Можно выделить три системообразующие макротравмы, на которые указывают студенты: переезд, поступление в вуз, организация досуга и быта. Данные факторы отражают характер личностного становления будущего психолога. Актуальность тех или иных проблем для конкретного человека определяется как его личностными особенностями (ценности, направленность личности, характер эмоциональных связей и др.), так и индивидуальными способами реагирования на стресс.
Ю. А. Александровский в своих исследованиях много внимания уделяет клинико-психопатологическим проявлениям стресса и считает, что показателем психической дезадаптации является нехватка адекватного и целенаправленного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации, приобретающей индивидуально-экстремальный характер.
Психология стресса: генезис развития и современное
состояние проблемы. Сущность
психических состояний
Психология состояний (ПС) до настоящего времени является мало изученной проблемой. В данной области наиболее известны исследования таких авторов, как, А.В.Брушлинский, Л.П. Гримак, Л.Я. Дорфман, Н.Д. Левитов, Ю.Е.Сосновикова, А.Н. Леонова, Л.Г., Дикая, Е.П. Ильин, А.В.Махнач, А.О.Прохоров, И.И.Чеснокова, А.И.Юрьев и В.А.Ганзен др., в ко ...
Воображение как механизм творческого мышления в художественном и научном
творчестве
Исходя из невозможности для ассоциативной психологии объяснить творческий характер воображения, интуитивистическая психология сделала в этой области то же, что и в области мышления: и там и здесь она, по выражению Гёте, проблему сделала постулатом. Когда требовалось объяснить, как в сознании возникает творческая деятельность, идеалисты о ...
Виды и применения грпповой психокоррекци
Широкое распространение в современном мире получило групповое психокоррекционное движение. Его основное отличие от индивидуальной психокоррекции состоит в том, что в группе психокоррекционный эффект достигается за счет взаимодействия, взаимовлияния людей и активного использования социально-психологических возможностей группы для достиже ...