Групповая динамика и этапы работы группыСтраница 3
Рис. 1. Динамика эмоционального состояния и активности участников
Группа понимает, что пять очень интенсивных и очень эмоциональных дней сильно выматывают. Участникам за это время приходится отказываться от многих стереотипов и привычных способов поведения, может быть, впервые в жизни общаться с чужими людьми так интенсивно и так открыто. Это вызывает естественный спад энергетики. У некоторых участников в конце первого дня тренинга из-за эмоциональной перегрузки может даже болеть голова. Но уже на четвертый день открывается второе дыхание, участники начинают осваивать новый способ общения, можно сказать, новый стиль жизни. Появляется много новой энергии, многие процессы тренинга ускоряются. И конечно, тренер должен стремиться к тому, чтобы окончание тренинга совпало со стадией подъема: чем больше будет подъем, тем более сильным и долгим будет эффект от занятий. Поэтому в первый и во второй день он пытается группу, что называется, разгонять и всячески ускорять групповые процессы. На третий день, если видно, что группа устала, необходимо немного «сбавить обороты», заранее запланировать более легкие игры, совсем не загоняя группу. Желательно делать больше веселых двигательных разминок . В общем, сделать более легкий день. И, соответственно, начиная с четвертого дня, группу опять потихоньку надо разгонять, чтобы в конце пятого дня оказаться на подъеме.
Если говорить о трехдневном тренинге, то эти особенности сохраняются не так четко, в некоторых группах они почти не проявляются. Здесь нужно следить за тем, чтобы у группы хватило энергии на все три дня и еще осталось. С двухдневным тренингом ситуация еще более неопределенна: здесь больше работает индивидуальный принцип, то есть одни участники пройдут все два дня на подъеме и им будет мало, а другие устанут уже в конце первого дня. Но тренер обязан видеть, что происходит с участниками, и давать возможность некоторым из них передохнуть.
Попытка привязать стадии к групповой динамике имеет смысл, но остается сложность правильной диагностики каждой стадии. Кроме того, часто описание стадий берется авторами из описания психотерапевтических групп и неточно характеризует процессы в тренинговой группе.
Интересным является подход, где также выделяются четыре стадии: подготовка, осознание, переоценка и действие. Наиболее хорошо эти стадии ложатся на процесс каждой игры в тренинге как законченного и целостного блока. На этапе подготовки тренер подводит группу к той или иной теме, иногда за несколько часов, выстраивая определенную стратегию для того, чтобы группа была готова к игре. Готовность к игре заключается в том, что группа заинтересовалась предложенной темой, в ней проявились разные точки зрения, и у большинства участников появляется желание разобраться в данном вопросе. Тренер продумывает игру, распределяет роли, дает инструкции. В процессе игры у участников появляется осознание каких-то важных закономерностей и правил. Далее идет переоценка своего опыта, привычных способов поведения, формируются новые установки, что приводит к новым действиям, новым алгоритмам и новому поведению. Конечно, данные стадии можно проследить и во всем тренинге как некий совокупный процесс, и его последняя стадия продолжается и после завершения как некий общий результат работы группы.
Кроме этого, есть подход, где обычно вторую стадию называют стадией лабилизации. Между собой тренеры называют эту стадию «мордой об стол». Ее смысл заключается в том, что в самом начале, иногда сразу после знакомства, проводится массовая игра, во время которой участники совершают много ошибок. На разборе тренер еще больше подчеркивает эти ошибки для того, чтобы всем стало понятно, что им есть чему учиться. Считается, что так формируется мотивация на обучение. Но на практике часто происходит обратный процесс: для некоторых участников, а, может, и для большинства, ситуация становится настолько неприятной, что они думают только о том, как много ошибок они допустили. В то же время кто-то из группы этого просто не заметит или, что хуже, начнет защищаться и спорить с тренером на протяжении всего тренинга по любому поводу, чтобы как-то реабилитироваться. А в итоге никто не учится.
Введение.
Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.
Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни ...
Способы предупреждения конфликтов
Конфликт, как и любые взаимодействия людей, регулируется нормами социального поведения. Нормативное регулирование конфликтов делает систему более стабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов. Большое значение при этом имеют нравственные нормы, они затрагивают наши представления о добре и зле, правильном ...
Неофрейдизм. Содержание социокультурной теории личности К. Хорни
Предметом данного направления является невротическая личность. Основные задачи:
1)Исследование формирования невротической личности;
2)Различение здоровой и невротической личности;
3) применение неофрейдистских идей в воспитании и психотерапии.
Определение личности: Невротическая личность – это личность с нарушенной потребностью в бе ...