Групповая динамика и этапы работы группы
Страница 4

Подобный — «вредный» — подход к стадиям тренинга представляет собой перенос стадий терапевтической группы на тренинг. Так, в терапевтических группах психодинамического направления существует стадия агрессии, ее еще называют стадией агрессии против тренера. В терапевтических группах тренер осознанно прово цирует группу на агрессию для того, чтобы группа быстро сплотилась и на основе высокой сплоченности работала более эффективно. Самый простой вариант вызвать такую агрессию — это совершенно пассивная позиция тренера. Тренер может в самом начале дня сесть в круг и не говорить ни слова, не отвечать на вопросы участников. Это начинает вызывать очень сильное напряжение, а тренер может молчать час, два или даже полдня. Потихоньку группа начинает роптать, участники начинают перешептываться, разговаривать и через некоторое время объединяются против тренера. Тренер может попасть в ситуацию очень сильного группового давления и агрессии. Затем группа начинает понимать, что тренер это сделал специально, и его тоже включат в группу, но ему придется выдержать все недовольство группы.

В терапевтической группе такое поведение вполне оправданно, потому что группа будет работать более эффективно, кроме того, в ней появляется энергетика определенного рода, которую можно использовать для терапевтической работы. Важно и то, что вся групповая агрессия может быть материалом для работы с участниками группы на протяжении всей сессии.

Но в тренинговой группе этот материал и эта энергия совершенно не нужны. Стадия агрессии для тренинговой группы тоже не нужна, даже, более того, это вредно для участников. Для тренера, не ведущего терапевтические группы, это также испытание не из приятных, и может быть даже вредным, поскольку после такой группы терапевтическая помощь может понадобиться самому тренеру.

Можно исключить ненужные стадии, в частности, исключить стадию агрессии. По мнению Кратохвила, группа не всегда проходит все фазы развития. Возможен путь, где ведущий сначала организует и направляет активность группы, помогает выработать нормы, а уж затем постепенно переходит на позицию наблюдателя. Подобное возможно даже в терапевтической группе, где стадия агрессии часто включена как определенная процедурная часть, но в тренинговой группе исключить стадию агрессии значительно легче.

Страницы: 1 2 3 4 


Стадии процесса посредничества
Первый этап — с которого фактически уже начинается или может начаться деятельность посредника — это обращение человека к психологу за помощью в разрешении проблемной или конфликтной ситуации. Именно эта первая встреча во многом определяет, как будет далее строиться работа психолога с конфликтом и в какой профессиональной роли — психотер ...

Воображение
Воображение тесно связано с мышлением, интеллектом и другими психическими процессами. При этом, чем разностороннее человек, чем шире его кругозор, — тем, как правило, лучше развито его воображение. Здесь также важно отметить связь воображения и эмоций. Как правило, более эмоциональные люди обладают лучшим воображением. В силу того, что ...

Теоретические основы процесса самореализации подростков. Содержание понятия самореализации личности
Рассмотрим взгляд ученых на сущность процесса самореализации личности. Ф.Бэкон, Л.Фейербах дают объяснение смысла самореализации человека неотделимого от тех целей, которые он перед собой неизбежно ставит. В целях адекватно или специфически отражаются тенденции общественного развития, в конечном счете, -законы этого развития. Человеку п ...